Как фотографировать городской пейзаж

Как фотографировать городской пейзаж. Заставка. Логотип статьи.

Хотя любой мегаполис нельзя назвать экологическим местом, спокойным и тихим. Однако какая то своя романтика в нём есть.Я решил совершить короткую прогулку в районе Савёловского вокзала. Возникла ситуация когда у меня оказалось около часа свободного времени к тому же с собой имелся фотоаппарат и я решил побродить в этих окрестностях, сделать несколько фотографий, просто, практически произвольно. Затем уже появилась идея написать статью о том как фотографировать городской пейзаж. Как раз на примере этих фотографий. При этом я покажу Вам, что можно делать банальные, но иногда интересные фотографии города,  не выбирая при этом особых и красивых мест.

В любой черте любого города, даже без достопримечательностей можно сделать интересные фотографии, которые передадут атмосферу города вашим индивидуальным фотографическим почерком.

На фото ул. Бутырская. Поворот направо ведёт к знаменитому музыкальному магазину “Аккорд” на улицу Нижняя Масловка.

Атмосфера города.Район Савёловского вокзала. Москва. ул. Бутырская. Август.2017

1.Спонтанная фотография

 

Первая фотография спонтанная. Я просто шел по улице, остановился. Меня заинтересовало нагромождение дорожных знаков, столбов, проводов, светофоров и машин.  Для того, что бы усилить этот эффект, я применил большое фокусное расстояние (малый угол) – 70мм.

Снимайте практически спонтанно. Не ищите специально красивых достопримечательностей. Используйте большие фокусные расстояния (малый угол) что бы сгустить и нагромоздить объекты, если город подсказывает вам, что он тесный и суетливый.

На улице Нижняя Масловка, как раз неподалёку от “Аккорда”, имеется подземный переход. Спускаюсь в него и заодно замечаю, что меня заинтересовал контраст между улицей, небом и подземкой, с урбанистической лампочкой. Останавливаюсь и фотографирую.

Как фотографировать городской пейзаж. Район Савёловского вокзала. Москва. Ул. Нижняя Масловка.

2. Диагональ, контрасты и контровый свет.

Обратите внимание на фото (2). Такая же спонтанность. Здесь я использовал умеренно широкий угол (24мм)

Город это не только памятники м фонтаны. Это переходы, провода, подсобные помещения, неказистые заборы, решетки,тусклые лампочки. Фотографируйте их.

Я сделал две фотографии. Ровную и диагональную. Наклон показался мне интересней.

В переходе никого! Редкий случай. Вечернее солнце и лампы освещения очень удачно играют на оттенках, усиливая атмосферу города даже здесь, в подземном переходе.

Район Савёловского вокзала. Москва. Подземный переход. Август.2017

3.Подземный переход. Цветосветовая композиция.

Не забывайте, что вечернее или утреннее солнце это ваш помошник в фотографии. Даже в простых городских пейзажах.

Благодаря вечернему солнцу, заходящему в переход, удалось уловить на камеру свет от трех источников света: лампы в тоннеле, прямой свет от солнца и отраженный.

Если бы переход не оказался пустым, я бы специально подождал, пока пешеходы пройдут и выйдут из кадра.

Пустынные места иногда создают особую атмосферу. Если вы обнаружили таковой, не упускайте момента.

На фото 3 используется также умеренно широкий угол (22 мм) и достаточно длительная выдержка 1/30. Стабилизатора и рук вполне хватило для отсутствия шевеленки.

Если время и место позволяет, всегда делайте дубли. Возможно один вариант выйдет смазанным, но другой получится технически безупречным. Неудачный вариант вы просто удаляете.

Вид на стройку  перехода между станциями метро «Нижняя Масловка» Третьего пересадочного контура (ТПК) и «Савеловской» Серпуховско-Тимирязевской линии,если не ошибаюсь. Фото со стороны ТТК ул. Нижняя Масловка.  Мне оно показалось интересным из-за того, что два крана похожи на двух зверей, склонивших длинные шеи к друг дружке, несмотря на разобщенную атмосферу города.

Район Савёловского вокзала. Москва. Август.2017

4. Два “жирафа”

Возвращаюсь обратно через переход и иду к Савёловскому вокзалу. На противоположной стороне отмечаю необычное сочетание, близко расположенных  трех зданий, из разных времен(5)

Район Савёловского вокзала. Москва. Август.2017

5.  Три стены разных зданий из разных времëн. Москва, Нижняя Масловка

Фотографируйте стены зданий. Сооружений. Иногда интересен сам рисунок из-за фактуры стен и длинных теней заходящего солнца.

Типичные советские многоэтажки на Бутырской улице “скребут” синее вечернее небо. Шум машин, жара, асфальт. Москва это неугомонный город. Такие пейзажы типичная атмосфера города с районами старой застройки.(6)

Район Савёловского вокзала. Как фотографировать городской пейзаж

6. Широкий угол и намеренный “завал” геометрии.

На фото (6) я специально применил широкий угол -10мм. И расположил дома в кадре так, что бы получилась трапеция. Если бы можно было отойти подальше я бы с удовольствием вместил пешеходов и знаки во весь рост. Но не всегда это возможно. Центр фотографии это здания. Обычные здания советской постройки.

Экспериментируйте с фокусным расстоянием. Применяйте узкие и широкие углы (большие и малые фокусные расстояния). На широком угле преднамеренный “завал” объектов в трапецию является художественным приемом. Чем больше разнообразия в экспериментах, тем быстрее вы почувстуете как фотографировать городской пейзаж

Вот собственно, добрался до здания Савёловского вокзала. Здесь всегда ощущается привокзальный дорожный настрой. Справа ограждение стройки нового перехода.

Как фотографировать городской пейзаж

7. “Захват” вокзала и пешеходов в трапецию широкоугольного фото

На фото 7 также применяется широкоугольное фокусное расстояние. В данном варианте фотография сделана с угла здания. Кадр скомпонован таким образом, что бы не “обрезать” ноги пешеходам.

На широкоугольном режиме также хорошо снимать здания с угла. Если есть возможность не срезать пешеходам ноги, постарайтесь сделать это.

 

Москва. Здание Савёловского вокзала. Август.2017

8.

На фото 8 сфотографировал здание уже не с угла а в анфас (перпендикулярно, спереди). Здесь центральным местом фотографии является бельведер вокзала, его стена и надпись.

Обратите внимание,  что на фотографиях, даже если не видно линии горизонта, она всë равно есть. Например на фото 8 она проходит на уровне ступенек крыльца вокзала. Не забывайте о ней. И размещайте еë чаще ближе к нижней части кадра или к верхней.

Прохожу вдоль здания вокзала. Спускаюсь в подземный переход. Двигаюсь до конца перехода и выхожу, направо. Открывается необычный вид(9), из под какого-то укрытия, видимо связанного со стройкой, на старинное величественное здание с огромными колоннами. Но так дом выглядит только с этой стороны.

Район Савёловского вокзала. Москва. дом 3/5 по улице Сущевский Вал. Как фотографировать городской пейзаж

9.Озираясь по сторонам, при прогулке, высмотрел такой вот ракурс

При поиске необычных ракурсов, идите по улице и осматривайте любой,  даже самый абсурдный вид. Самый нелепый вариант, может оказаться, впоследствии, необычной фотографией.

Он же дом 3/5 по улице Сущевский Вал, с пристройкой(10).

Рядом мост через ЖД линии, проходящие через Савёловский вокзал, в направлении к Белорусскому. С другой стороны здание выглядит иначе.

Район Савёловского вокзала. Москва. дом 3/5 по улице Сущевский Вал Август.2017

10.Район Савёловского вокзала. Москва. дом 3/5 по улице Сущевский Вал

Если здание умещается целиком в фото, то желательно не размещать его в центре фотографии, и если можно,  доуравновешивайте снимок дополнительными элементами.

В частности,  на снимке 10 я добавил в кадр забор, деревья и тротуар. Здание поместил не в центре кадра. По сути это классика, если бы не широкоугольное фокусное расстояние.

В городской пейзажной съемке широкоугольный режим – не всегда художественный прием. Иногда это необходимость. Широкоугольное фокусное расстояние позволяет уместить объекты целиком в кадр, если отойти дальше от объекта нельзя или опасно.

С моста открывается вид на ж/д пути. Двигаюсь по мосту далее.

На фото 11 не удалось разместить линию горизонта ниже или выше середины. Это не очень хорошо. Но причина проста – справа здание с деревьями. При изменении уровня горизонта “срезанная”  правая часть сильно нарушает гармонию снимка.

Район Савёловского вокзала. Москва. ж/д Пути. Август.2017

11. Железнодорожная тема в городе весьма актуальна.

Попробуем уменьшить угол – выбираем фокусное расстояние побольше.

Крупным планом нити рельс, провода и опоры электропитания напоминают ветви сухих плотных кустарников (12).

Ну вот, совсем другое дело (фото 12). Фокусное расстояние 50 мм позволило увидеть железнодорожный пейзаж в городском обрамлении. И заодно разместить линию горизонта не в середине кадра.

Иногда удачным решением является обрамление кадра различными городскими объектами. Например столбы, балки, провода, мосты , стены. Они могут играть роль рамки фотографии.
Район Савёловского вокзала. Москва. ж/д Пути. Август.2017

12.Район Савёловского вокзала. Москва. ж/д Пути.

Платформа Савёловская. Станция – Москва-Бутырская. Находится правее вокзала. Вид в сторону области. Север.

Район Савёловского вокзала. Москва. ж/д Пути. Август.2017

13. Фокусное расстояние 108мм.

 

Район Савёловского вокзала. Москва. ж/д Пути. Август.2017

14. и с видом сквозь ограду моста

Старайтесь экспериментировать. Например можно сделать фото городского пейзажа с видом через ограждение.

Спускаюсь с моста. На фото он остался вверху. Открывается конкретно городской вид на улицу Новослободская. Настоящая атмосфера такого города.

Если идти по улице пешком отсюда, закономерно придём к станции метро Новослободская.

Атмосфера города.Район Савёловского вокзала. Москва. Вид на ул. Новослободская Август.2017

15. Район Савёловского вокзала. Москва. Вид на ул. Новослободская

Меняю курс обратно в сторону вокзала. С эстакады Бутырской улицу (направление в область, север) видна вся стройка перехода. (16)

Район Савёловского вокзала. Москва. Строительство перехода Август.2017

16. Район Савёловского вокзала. Москва. Строительство перехода

Не обязательно делать какие то особенные снимки. Иногда достаточно самой простой композиции на память или информационного характера

Спускаюсь с этой эстакады. Открывается вид на многоэтажки советской постройки. Те, что уже были на фото ранее. Но ракурс другой.

Атмосфера города.Как фотографировать городской пейзаж. Москва. Район Савëловского вокзала

17.Район Савёловского вокзала. Москва. Бутырская улица.Многоэтажки советской постройки

На снимке 17 пешеходы и  машины не подрезаны компоновкой кадра. При этом и дома уместились, и линия горизонта ниже середины.

В конце эстакады, грустный обшарпанный дорожный знак.

Район Савёловского вокзала. Москва. Август.2017

18.Район Савёловского вокзала. Москва.

Во время съемки городских пейзажей, вполне можно отвлечься и сфотографировать отдельные объекты. Для разнообразия

Неподалёку есть подземный переход. С исполнителем. Фото 19. Город находит меня не только на знойных суетливых улицах,но и не утихает и в подземных переходах, пусть и в другом виде.

Район Савёловского вокзала. Москва. Улица Бутырская. Подземный переход с исполнителем.Август.2017

19.Район Савёловского вокзала. Москва. Улица Бутырская. Подземный переход с исполнителем.

в городах также интересно фотографировать вне типичных уличных тротуаров. Например в подземных переходах, тоннелях, дворах и т.д.

Вот такая вот короткая фото-прогулка вечером, в районе Савёловского вокзала, с наглядными примерами о том как фотографировать городской пейзаж простым и доступным языком фотографии.

Об этих местах. 

Фотографии сделаны в августе, 2017. Москва. ул Бутырская, ул Нижняя Масловка, ул Сущевский Вал 
При обработке из RAW-файлов к изображениям применена легкая цветовая стилизация c использованием кривых R,G,B, раздельного тонирования и отдельных корректировок цвета по насыщению и оттенку.

Дополнено в 2019, ноябрь:

Как сделать цветовую стилизацию при обработке1
Как сделать цветовую стилизацию при обработке2
Как сделать цветовую стилизацию при обработке3

Главная страница » Фото автора

Оставить комментарий