В статье рассказывается как применить зум объектив в творчестве, а не в качестве подзорной трубы. Показано как влияет разное фокусное расстояние на перспективные искажения. Даются краткие советы по применению зум объективов для развития творческих навыков.

Статья предназначена для начинающих фотографов.

Время на чтение 7 минут.

 

Я хотел бы поведать о моем подходе к съемке таким типовым объективом. Например, 17-55, 18-135, 24-75,24-105. Без разницы. Неоднократно сталкиваюсь с мнением, что сначала нужно занять позицию в той шумихе, где приходится использовать зум вместо фиксов и потом подогнать суммированием рамки кадра к Вашему композиционному решению. Все бы ничего, но вот только этот способ хорош для совсем экстренной репортажной фотографии, где нет места и времени творчеству. А в творческом подходе Ваш зум объектив не должен работать на подгон рамок кадра «по месту». Проблема этого подхода характерна для новичков-любителей.

Они воспринимают зум-объектив только как средство доставания дальних объектов. Для них это подзорная труба.

Если Вы еще совсем новичок и желаете постигать азы творческой фотографии, эта заметка для Вас! По сути зум — это набор фиксов. Только менять такие “фиксы” очень легко. Достаточно повернуть трансфокатор. При этом менять фокусное расстояние можно плавно. А не только строго выставлять число напротив риски.

Определение: Объектив переменного фокусного расстояния он же и есть зум. Или зум-объектив. 

зум-объектив,варио-объектив,фокусное расстояние, шкала, объектив, стиль изображения

Чем плоха простая подгонка кадра зумом по месту?

Итак, воспринимать объектив с переменным фокусным расстоянием (зум) только как трубу для приближения объектов (в случае необходимости) – ошибка. В творческом смысле. При разных фокусных расстояниях оптика строит кадр с разным углом охвата. Это также и зависит от размера сенсора. Возьмем самый массовый формат – APS-C. Для такого формата фокусные расстояния от 10-до 16 мм являются сверх широким углом охвата, от 17 до 28 широким углом. От 29 до 35 мм – стандартные фокусные расстояния. Они же универсальная классика. С 36 до 55 м – идет некий стандарт на город, предметы, отчасти портреты и пейзажи неширокого угла. От 55мм и более простираются классические портреты и теле режимы (приближать дальние объекты).

Разумеется, на фокусные расстояния от 35-55мм можно и нужно снимать не только портреты. Это довольно распространённый диапазон на всё, кроме широкоугольных пейзажей.

Обратите внимание, перечисленные фокусные расстояния (они же углы охвата кадра) имеют названия. И не просто так. Чем шире угол берет ваша оптика, тем ближе вы можете подойти к объекту. А чем Вы ближе к объекту, тем сильнее перспективные искажения. Чаще это видно на людях, транспортных средствах, мебели и т.д. Зависит в первую очередь от расстояния. Затем от форм объектов и то, каким мы привыкли видеть их своим зрением. Вы можете снимать на разных фокусных расстояниях так, что размер главного объекта в кадре у Вас останется постоянным. Изменения коснутся других объектов, которые находятся дальше или ближе. Изменится угол обзора.

Пример разных фокусных расстояний

Давайте посмотрим, как изменение фокусного расстояния меняет пропорции размеров окружающего мира. Сначала я подошел близко к столбику. И сделал фото на 24 мм.

 

 

фокусное расстояние 24 мм, зум, искажения, пример, перспектива

Фокусное расстояние 24 (FullFrame)
На APS-C понадобится 16-17 мм.

Фокусное расстояние 24 мм это режим широкого угла

Затем я вынужден был отходить от столбика, когда стал увеличивать фокусное расстояние. Но я менял дистанцию до столбика и фокусное одновременно и таким образом, чтобы размер столбика на фото оставался постоянным.

Обратите внимание, что на 24 мм опора моста небольшая и воспринимается как далеко от столбика.

Обратите внимание — моя цель не приближать и отдалят главный объект на фото. Я меняю характер изображения. Столбик остается одного и того же размера.

Фокусное расстояние 40 мм (40 мм на Full Frame это 25 мм на APS-C)

Посмотрите, столбик остался таким же, как и был, а опора моста стала значительно больше и “приблизилась” к столбику. При этом угол охвата сцены сжался по бокам.

Фокусное расстояние 40 мм. Пространство стало «сжиматься» при увеличении фокусного расстояния на объективе

фокусное расстояние 40 мм, зум, искажения, пример, перспектива

Фокусное расстояние 40 (FullFrame)
На APS-C понадобится 25 мм.

Фокусное расстояние 70 мм

Видите, что произошло ? Угол охвата сцены стал узкий. Дальние и передние планы «прижались» к основному объекту съемки. Разница между объектами в размерах уменьшилась. Изображение приблизилось к «киношному». Можно назвать это уменьшением перспективных искажений. Их еще сильнее видно на лицах, но этих примерах достаточно в сети.

 

фокусное расстояние 70 мм, зум, искажения, пример, перспектива

Фокусное расстояние 70 (FullFrame)
На APS-C понадобится 43 мм.

 

Перспективные искажения зависят только от расстояния камеры до объекта. Запомните это. Не от матрицы, не от фокусного. А только от расстояния. 

Видите, зум объектив нужен не только как подзорная труба. Меняя угол (фокусное расстояние), мы меняем как охват сцены, так и вынуждены двигаться на оптимальное расстояние (меняем дистанцию до объекта.) Это нужно для воплощения художественной задумки.

В творческом замысле фокусные расстояния имеют большое значение.

От этого меняется характер изображения. Изменяются пропорции размеров и воспринимаемые расстояния между объектами, меняется степень искажений. Меняется ощущение масштабов, глубины пространства и характер погружения в фотографию.

Простыми словами — меняется художественный характер фотографии. 

В итоге мы пришли к тому, что менять фокусное расстояние необходимо для изменения художественного характера фотографии.

Сначала представьте себе, как Вы хотите снять кадр. Какой характер картинки получить: широкий угол (пейзаж/архитектура/динамика.), стиль-кино, обычный, вид «как в бинокле» и т.д.

зеркальная камера, фикс, объектив, 85мм, Canon EF 85 f1.8 usm

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием 85мм на зеркальной APS-C камере.

 

Решите для себя сколько объектов Вам нужно взять в кадр. Сколько сопутствующего пространства также брать в кадр. Узко, средне или широко охватывать планы. Подумайте и выберите охват и стиль мысленно в своем воображении.

Затем выставляйте фокусное расстояние на шкале зума, а далее уже идите к необходимому месту съемки и смотрите в окуляр.

Сначала работаете головой – творческий замысел, потом руками – настройка оптики и камеры, затем ногами. Такая схема. На месте можно уже немного подстроить трансфокатор (покрутить зум). Конечно, можно всегда подгонять фокусное по месту. Но если вы изначально будете выставлять фокусное, а потом строить кадр – повысится Ваш творческий навык. Получается это не сразу.

Здесь нужна насмотренность.

И она у Вас будет вырабатываться. Есть хорошее упражнение – ставите определенное фокусное и не трогая зум снимаете только на выбранном фокусном. Много. Хотя бы часа три. А может быть и пару дней.

Придется работать не зумом, а ногами. 

Его плюс в том, что вы узнаете, как работает конкретное фокусное расстояние. Что на нем снимать лучше всего, а что ему не подходит. Если я хочу сфотографировать лицевой портрет человека «по классике», я сразу выставляю фокусное от 35 до 85мм, а далее двигаюсь на необходимое расстояние от портретируемого. Потому что мне нужен портрет «как в кино», а не гигантский нос в дверной глазок.

Напротив, если я хочу, как раз получить гигантский нос, и маленькие ножки (дружеский шарж), или заполучить все здание/дерево в кадр то выбираю достаточно широкий угол. Например, 17-20 мм. Это грубый пример.

Ставлю это фокусное и двигаюсь прямиком к объекту съемки.

С опытом запоминаются дистанции, и я знаю в скольких метрах должен быть от меня объект. Примерно. А также какая часть пространства попадет в кадр. Также я имею представление о том, как например будут «заваливаться» в трапецию параллельные линии зданий при выборе 17 мм фокусного (широкий угол) и сильном наклоне камеры по вертикали. И как «выпрямляется» здание при переходе к 35мм-100мм фокусным состояниям

Это все приходит с опытом.. Разумеется, если здание и дерево удастся уместить в 35-50мм и это будет красиво, то это тоже правильно. И скорее всегда так будет лучше. Не всегда, но часто.

Второе упражнение – снимать какой-нибудь предмет, на разном фокусном, но так, чтобы размер предмета в кадре был одинаков. Примерно одинаков. Попробуйте. Затем потом проанализируете разницу в перспективных искажениях и характерах картинки.

Выводы

С зум объективом можно и нужно обращаться не только как с подзорной трубой, чтобы приближать далекие объекты в туристической поездке. Или оперативно хватать события на репортаже, по месту, куда удалось протиснуться на время. С зум объективом можно изначально выбирать фокусное как часть художественного замысла, выставлять его на трансфокаторе и потом ногами отрабатывать необходимую дистанцию. Еще один обобщающий ответ на вопрос, для чего нужен зум объектив – для быстрой и гибкой смены фокусного расстояния. Фокусное расстояние можно менять либо зум-объективом, либо сменой фикс-объективов. От фокусного расстояния меняется характер снимка, и главный объект не обязательно увеличивается при этом.

Всех благ и удачных съемок!

Главная страница » Фотография » Для чего нужен зум объектив
Rate this post