Здесь я хотел бы изложить свои мысли о том, какие особенности создания фотографии таили в себе аналоговые времена и как это можно сравнить с нынешней цифровой эрой в фото. Как сейчас могут сосуществовать плëнка и цифра. Приводить тесты и покадровые сравнения изображений я не намерен. Этого и так полно в сети. Речь пойдет о некоторых существенных различиях на практике и об ограничениях технологий. Также я постарался написать еще и том, о чем говорится нечасто или вовсе умалчивается.

Статья предлагается для тех, кто достаточно глубоко заинтересовался пленочной фотографией.

Объем статьи несколько страниц. Время чтения 15 минут.

Довелось мне застать время аналогового фото. Сам много занимался любительской черно-белой фотографией включая оптическую печать в 90-е. Все запомнилось достаточно подробно и в деталях. Запомнилась мне и первая цифровая революция на собственной практике. Теперь стало модным говорить о плёнке и о т.н. особом аналоговом изображении, получаемом через фотопленку. Мода, искусство, шарм или развлечение ?

Шарм изображения с пленки

Примечательно, но во времена аналоговой фотографии никто не мог заглянуть сразу в полученный кадр — ни фотограф, ни окружающие, так как это происходит сейчас с цифрой.

Цифру сразу можно посмотреть, обсудить, понять, и далее переключить свое внимание на работу со следующим кадром. В пленочном варианте никто не может попросить фотографа сразу показать, как получился кадр. Фотограф на пленку становится полноправным хозяином фотографического процесса. Появляется некоторое загадочное ожидание снимков.

С пленкой по-другому работает воображение при подготовке к снимку. Кадр как бы достраивается в голове снимающего и после съемки отпечатывается в памяти фотографа по-иному. Особенно это проявляется на любительском уровне, когда техника съемки, проявки и оптической печати не отточены. Различные огрехи бюджетных материалов и ошибки фотографа на любом этапе по сегодняшним меркам не портят кадр, а привносят так называемый шарм.

Некая непредсказуемость результата может показаться интересной. Это характерно для работы с пленкой в наше цифровое время.

В прошлом, в пленочные времена мы наоборот стремились к высокому и стабильному качеству. Тогда мы стремились к тому, что сейчас дала нам цифра. Тем, кто много работал с пленкой совсем не хотелось видеть зерно, цветовые сдвиги, ореолы, засветы, дымку и прочие дефекты. В этом не было шарма и художественной составляющей. Чем выше уровень работы с пленкой, тем более предсказуем результат. При большом опыте работы с высококлассной пленкой теряется тот самый сюрприз, который так моден и желаем сегодня. Аналог на высоком уровне начинает сильно напоминать цифру по результату.

Многие качественные пленочные изображения не отличить от цифры.

Некоторые люди путают красоту самого кадра с некой «душевностью» пленки. Если сам кадр очень хорош, допустим в цифре, то при имитации пленочных эффектов в нем, вы его не отличите от пленки, зато будет стопроцентный шарм. Некий художественный эффект привносит несовершенство оптики пленочных камер. Также может придать шарма зерно на изображении, меньшая глубина черного цвета, тонированные самой плёнкой и сдвиг цветов. Пленка может создавать мягкое свечение вокруг ярких и контрастных областей. Некое небольшое подобие эффекта Ортона. С цветом шарм становится разнообразней. Поэтому удовольствие от непредсказуемости пленки это скорее всего современное модное увлечение и нюансы чистого творчества. Почему бы нет? Я не против этого, но давайте смотреть на вещи трезво.

Как правило в сети показываются очень удачные, красивые пленочные кадры, которые к тому же переведены в цифру и часто обработаны. Если посмотреть на все пленочные кадры и проделать это много раз, то вы увидите всю прозу несовершенства пленочной фотографии. Если техническая планка аналоговой фотографии поставлена достаточно высоко, то сюрпризов аналог практически не преподносит, а вот все ограничения рабочего процесса с в нем остаются. И они достаточно весомы.

Удобство цифры

Изображение в цифре готово сразу. Его можно сразу посмотреть на экране камеры. Об этом кстати, часто просят те, кого мы фотографируем. Благодаря цифре у фотографов имеется интересная возможность — понять созданный кадр на месте, осмыслить его, по-новому построить композицию, изменить настройки камеры. При работе с цифрой легче внести поправки в последующую работу – посмотрел кадр на экране, увидел недочеты, переснял. Очень удобно.

 

Это кардинально отличает процесс фотографирования от пленочных времен. По крайней мере психологически. Я не замечал, чтобы это вредило творчеству, хотя есть мнение, что возможности цифры уменьшают романтическую составляющую. Не соглашусь с этим. Просто меняется уровень и методы.

Если смотреть некогда – репортажный режим, тогда фотограф делает огромное количество дублей, с избытком, а затем отбирает удачные кадры. Цифра это легко позволяет. Для ускорения развития фотографических навыков — это хорошее подспорье. Так можно быстрее научится основам фотографии. Это экономит время и деньги. Конечно имеются и скоростные пленочные камеры. Но они редки. Снимать таким методом на пленку дорого. Сейчас так не снимают на пленку. Сейчас долго примеряются и все взвешивают, прежде чем сделать кадр на пленку. Иногда так неплохо бы и на цифру снимать. Помогает творчеству. Я серьезно.

Если вы хотите аналоговой романтики на цифровой камере просто отключите просмотр отснятого кадра и не снимайте все подряд. Изменение ощущений гарантирую.

В наше цифровое время аналоговое фото в первую очередь модно, затем интересно и уже потом, в крайнем случае, результативно практически. Еще один интересный аспект. Мы отвыкли от особенностей пленочного изображения в наши дни. От артефактов и дефектов этой технологии. Вот нам и кажется это романтикой. В аналоговые времена, поверьте никакого «теплого лампового» шарма не существовало. Дефекты часто мозолили глаза, мешали. Никакой романтики они не создавали. Красивые художественные фотографии всегда создавали фотографы, плюс удача, плюс качественная оптика. Но никак не шарм пленки.

И плёнка и цифра требуют усилия от фотографа, что бы создать то самое вовлечение в фото. В этом смысле без разницы на что снимать.

Цифра же невероятно гибка и в обработке. На ней вы можете уже совершенно точно имитировать романтику пленки, не отличимую от настоящей. Вы можете сколько угодно раз изменять обработку фотографии и получать любое количество обработок. Способы воздействия на цвета и света изображения в цифре крайне разнообразны, гибки и постоянно совершенствуются. Вы почти независимы от расходников. Их просто не существует. Только от оборудования, аккумуляторов и программного обеспечения, которое постоянно совершенствуется. Тут плëнка и цифра разительно отличается по расходникам. В цифре расходником остается лишь само оборудование

Аналоговая обработка изображений

В аналоговом фото у Вас в распоряжении несколько разных пленок, с разной цветопередачей, с разной насыщенностью цвета, разным контрастом и разной чувствительностью. Возможны иные варианты баланса белого — есть такие пленки для разных типов источников света. Вы можете использовать светофильтр. Также вы можете изменить экспозицию и откорректировать время проявки. Есть еще экстремальные приемы вроде умышленного нарушения техпроцесса проявки и применение Push/Pull, аналоговый (исходный вариант) метода Ортона. Нанесение масел на светофильтры. Все эти способы физические или химические.

С цветом по химии сложнее — цветной негатив по норме С-41 требует точности соблюдения техпроцесса. Он токсичен. Работать в домашних условиях с ним сложно, а поручить лаборатории химические эксперименты над изображением, без надзора, мало кто отважится.

Для воздействия на черно-белое фото аналоговых способов больше. Результаты предсказуемые. Токсичность и сложность работы в домашних условиях, с черно-белой аналоговой фотографией намного ниже чем с цветной.

Опытные любители и профессионалы использовали и используют по сей день разнообразные химические рецепты, которые подробно с формулами и процессами расписаны в книгах по химии черно-белой фотографии. Самый простой из них — изменение стока для проявки черно-белых негативов. Это изменение концентрации проявителя, чтобы ослабить контраст изображения. Или изменение времени проявки пленки и температуры. Применения разных последовательностей агитации. Тем не менее все эти приемы физико-химические по своей природе и весьма ограничены по своим возможностям. Вряд ли вы найдете в себе силы и желания погружаться в это.

Все это имитируется в цифре. Не всегда легко по началу. Пока вы не найдете цифровой рецепт. Но когда вы его найдете, и отработаете, то он будет работать на вас и не подведет. При этом вы сэкономите здоровье, нервы, время и денежные средства. Плёнка и цифра станут одним целым — цвета и шарм вы подчерпнете из множества пленочных фотографий, а результат наработок вложите в цифру.

плëнка и цифра, имитация пленки, симуляция, аналог, пленочный цвет, стиль, обработка

как думаете это плёнка или цифра ? Ответ: это цифра

 

Тем не менее с черно-белой аналоговой фотографией на пленку вам доступно больше возможностей и удобств по воздействию на изображение чем с цветной. В черно-белой аналоговой фотографии вы не нуждаетесь в услугах фотолаборатории. Ваша лаборатория — это ванная комната в вашем доме с выключенным светом, бачок для проявки, банки для разведения растворов и водопровод. Хотя лучше использовать дистиллированную воду.

Самый главная особенность, а где-то и минус аналоговых обработок – результат видно потом, не сразу. Ошибку исправить практически невозможно. Это неудобство. Хотя некоторые находят в этом шарм, загадку и романтику от ощущения ожидания.

Черно-белая цифра

В противовес аналогу можно сказать, что и получение настоящей черно-белой фотографии из цифровой камеры, это интересный процесс. Фотографы в современной цифровой фотографии часто прибегают к переводу цветного изображения в черно-белое. Результат может быть очень хорошим. Программы и методы перевода цветного изображения в черно белое в последнее время очень продвинулись. При этом вы контролируете очень много, если хотите. Получается, что цифра сможет повторить то, что сделала черно-белая пленка, но черно-белая пленка не всегда уже способна повторить возможности черно-белой цифры. Вы вольны соединить цифру с аналогом – отсканировать (или перефотографировать на цифру) негативы.

цифровая камера, черно белая цифра, современная,

современная цифровая камера

 

Таким образом вы создаете симбиоз цифры и аналога, когда плëнка и цифра сосуществуют в конечном результате вашего труда. Это нечто новое для сегодняшнего времени. Чем сейчас и занимаются повсеместно все любители аналога. Именно поэтому вы можете видеть «аналоговые» фотографии на сайтах. Именно поэтому вы смогли открыть для себя шарм аналога – через цифру и интернет.

Сложности с пленкой

После цифровой техники, у технически неподкованного начинающего фотографа, рискнувшего заняться пленочной фотографией может возникнуть сильный дискомфорт и даже разочарование после попыток использовать аналоговую фотографию. Речь идет не только об ограничении в 12,24 и 36 кадров или невозможность сменить ISO без замены пленки. Это простейшие ограничения. Существуют и другие сложности. В плёночные времена фотографы определяли, что пленка правильно заряжена и перематывается по вращающемуся диску обратной перемотки. По счётчику кадров, тоже.

При невнимательности можно плохо зарядить пленку и фотографировать всю сессию в пустоту или в один кадр.

Открывать фотоаппарат и проверять как продвигается пленка, при съёмке, и все ли с ней в порядке, нельзя. Свет! Плёнку легко засветить если допустить ошибку.

Пленку можно засветить, когда угодно: при зарядке в камеру, при неосторожности или забывчивости — открыть фотоаппарат не перемотав пленку обратно в кассету.

При использовании двух кассет ошибка стоит одного-трёх кадров. При использовании одной кассеты или работе без кассет, ошибка стоит всех кадров.

Опытные фотографы могут снимать и вовсе без кассет, лишь на катушки, а затем в темноте извлечь катушку из камеры и поместить пленку в спираль бачка. Казусом для новичка может стать надрыв пленки в области перфорации из-за неисправности механизмов протяжки, дефекта зубчатого колеса. Если пленка надорвётся в области перфорации и фотограф попытается смотать еë обратно в кассету, то пленка банально разорвется вдоль.

Зарядка плëнки в бачок для проявки требует сноровки. Я тренировался много раз на засвеченной пленке. На советском бочке это делать не так удобно. На современном «патерсоне» зарядить пленку в спираль намного легче. Один раз я чуть не засветил пленку прямо в бачке. При вращении за центральный вал. Вышло так, что у меня открутилась крышка бачка. Хорошо, что я крутил бачок в полумраке.

Также можно засветить кадр пленки оставив камеру надолго незакрытой чехлом на ярком солнце. Несмотря на то, что затв

плëнка и цифра, эликон, пленочная камера, аналог, ретро, ссср, ностальгия, пленка

пленочная камера эликон позднего советского периода

ор камеры и крышка закрыты, пока ими не пользуются, свет все же проникает через щели крышки и затвора. Медленно, но верно.

Использование многоразовых кассет на свету, с большой самоуверенностью тоже может привести к артефактам. Пленка может частично засветиться по краям если возится с кассетами долго на солнце. Тогда-то и появились эти т.н. заветы, которые выглядят как полоски или клинья, идущие от краев пленки, через перфорацию, на сам кадр.

Работа с заправкой кассеты в тени резко минимизирует риск получения таких артефактов. Хотя сейчас их стало модно имитировать в цифре.

При работе с пленкой все рискованные действия желательно осуществлять в тени. Даже на улице, как минимум повернувшись спиной к солнцу, вы снижаете риск получения засветов.

Фокусировка в плёночные времена, если она без автоматики, требовала особой техники обращения с зеркальной камерой и хорошего зрения. Правая рука также держала камеру как сегодня держит цифровую зеркальную. Только большой палец располагался у курка взвода затвора наготове, а указательный располагался на спусковой кнопке. На левой же ладони размещали саму камеру словно на площадке, а большим и средним пальцами вращали фокусированное кольцо. Какой-то другой способ малопригоден.

Ошибки экспозиции на пленке и в цифре

Если на цифровом снимке можно восстановить достаточное количество деталей из теней, то на пленке иная ситуация. На пленке лучше сохраняются детали в светах, поэтому подход к выбору экспозиции на пленке и в цифровой фотографии различается. Передержка не так сильно вредит плёночным фотографиями, как недоэкспозиция. Недодержка на пленке приводит к малой плотности негатива. Количество того, что смывается с пленки при проявке, обратно пропорционально экспозиции.

При недосвете пленки остаётся слишком мало вещества на ней. После проявки. Такой негатив сильно просвечивается в фотоувеличителе. Изображение получается темным на бумаге. В этом случае фотограф корректирует выдержку на фотобумагу вынужденно, из-за темного изображения, пытаясь спасти фото. В последствии на фотобумаге получается бледное, не контрастное, блеклое, и часто рыхлое изображение, порой с сильной зернистостью.

Существует даже такой параметр как оптимальная плотность негатива. Количество света, проходящего через пленку, определяет, сколько вещества останется, а сколько смоется с пленки при проявке. Толщина вещества определяет силу света, проходящего сквозь негатив.

Некоторые пленки, например Kodak Portra 400 допускают переэкспонирование до плюс 3 стопов. При этом у Вас получится хорошая плотность негатива, нормальная проработка деталей в тенях и светах. Сохранится нормальный цвет. В цифре все наоборот – ее лучше недоэкспонировать на 0,5-1,5 ступени.

Переэкспонирование цифра не переносит – выбивает детали в светах. Цифра при недоэкспозиции лучше проработает света и, одновременно, позволит вытащить кое-что из средних теней. Короче говоря, негативную пленку лучше переэкспонировать (пересветить), чем недосветить, с цифровой — наоборот.

Основная ошибка и брак в съёмке на пленку, помимо казусов полной засветки, забывчивости перемотки, ошибочного повторного использования той же пленки, это грубая ошибка недоэкспонирования негативов.

Особенно часто это случается на старых камерах с плохим экспонометром.

Черно-белые пленки лучше всего прощают переэкспонирование. Цветная, стандарта C-41 тоже в общем то, позволяет увеличить экспонирование. Но цвет может поплыть. Позитивный слайд стандарта E-6 уже не прощает такого подхода. С ним нужна очень точная экспозиция.

пленочные камеры, плëнка и цифра, аналог, статья, ретро, ностальгия, засветы

Часто пленочные фотоаппараты не так удобны по ощущениям в работе. Они тяжелы, кнопка спуска затвора может быть тугой и шевельнуть камеру. Экспонометр легко наврет. Особенно на старой камере. Дальномерка или шкальник заставят готовится заранее, если нужно снять динамичный сюжет. Множество камер имеет ограничение по выдержке. Встроенный экспонометр плёночной старой камеры практически всегда может привести вас к недосветам (недоэкспонированию) — самому пагубному виду дефекта или даже брака кадра.

Для занятия пленкой приходится покупать внешний экспонометр или устанавливать экспонометрическое приложение на смартфон. Только относительно свежие пленочные зеркалки конца 90х и начала 2000х годов могут похвастаться беспроблемным экспонометром и хорошей системой автофокуса.

Разумеется, после многокадровой практики, когда испорчен не один ролик пленки, фотограф привыкнет к особенностям своей камеры и брак уменьшиться. Это будет стоить денег и нервов.Плëнка и цифра разительно отличаются в возможностях ставить эксперименты и учится на своих ошибках.

О динамическом диапазоне пленок

Принято считать, что динамический диапазон (ДД) пленок достаточно большой. Но это не совсем так. В пленке происходит иной процесс захвата деталей в крайних тенях и светах. При съемке пленка как-то аккуратно сжимает динамической диапазона сцены до 5-6 ступеней для цветного негатива и 8-9 ступеней для черно-белого. Когда пленка зафиксировала изображение, после проявки итоговое изображение не является широкодиапазонным. Ваш монитор скорее всего шире по яркостям. Просто пленка работает как автоматический оптимальный компрессор динамического диапазона снимаемой сцены. Весьма удачный в свое время.

Динамический диапазон цифровых матриц гораздо больше — 11-14 ступеней при ISO 100-200. Динамический диапазон человеческого глаза при постоянном неподвижном взгляде на один предмет составляет примерно 11 ступеней. Как говорится, почувствуйте разницу.

Сейчас сжатием широкого ДД цифрового снимка, в узкий ДД монитора занимается сам фотограф в программе конвертации RAW и обработки. Весьма гибко и успешно, надо отметить. Здесь цифра победила однозначно и непоколебимо. Даже в случае простых недорогих зеркальных камер.

Как быстро получить представление о съёмке на пленку?

Если Вам хочется хотя бы отчасти представить ощущения от работы с пленкой на обычной плёночной камере, не считая цветопередачи пленок, имея только цифровую, проделайте с цифровой следующее:

  • переведите камеру в режим JPG. Никаких RAW;
  • отключите стабилизацию и автоматическую фокусировку;
  • выберите только одну чувствительность ISO;
  • снимайте 24-36 кадров, не более;
  • выберете один баланс белого — дневной свет;
  • используйте ручной режим и внешний экспонометр (программу на смартфоне);
  • отключите показ фото на дисплее после съемки; -ограничьте себя;
  • максимальной выдержкой – например 1/500;
  • настройте просмотрщик изображений на показ в негативном варианте;
  • уменьшите окно программы до достаточно малых размеров;
  • просмотрите ваш «негатив»;
  • сделайте перерыв 2 часа и затем приступите к обычной RAW «проявке» файлов;

Конечно такой способ не создает тот самый плёночный цвет. Зато он довольно честно вгонит вас в рамки возможностей и особенностей, ощущений съёмке на пленку. Возможно у вас расширится круг творческой вариативности и красивой непредсказуемости результатов. В таком варианте плëнка и цифра вместе умножают Ваш опыт в цифровой фотографии.

На этом всë.

Спасибо за прочтение статьи!

Главная страница » Фотография » Плëнка и цифра в фотографии
Rate this post