Плëнка и цифра в фотографии

Введение

В этой статье я хотел бы изложить свои мысли о том, какие особенности процесса создания фотографии таили в себе аналоговые времена и как это можно сравнить с нынешней цифровой эрой в фото. Приводить тесты и покадровые сравнения я не намерен. Этого и так полно в сети. Я застал время аналогового фото и занимался любительской черно-белой фотографией включая оптическую печать. Повидал в своей практике и цветную пленочную. Все запомнилось достаточно подробно и в деталях. Запомнилась мне и первая цифровая революция у себя в фотографировании. Теперь стало модным говорить о плëнке и о т.н. особом аналоговом изображении получаемом через фотопленку. На фоне всех этих “передряг” я решил написать о том, что такое плëнка и цифра в фотографии.

Здесь я пытаюсь рассудить о том, помогает ли аналоговая фотография в творчестве. Хуже или лучше цифровой способ фиксации и обработки изображений, нежели аналоговый ? Или он просто другой? Какие особенности можно встретить при работе с аналоговой фотографией. Где проходит грань между творчеством и банальным решением технических задач? В чем особенности работы с цифрой и аналогом? Какие трудности может повстречать любитель рискнувший опробовать пленочную фотографию? Все эти вопросы непростые. Попробую разобрать хотя бы часть из них.

Работа воображения фотографа

Первое, что вспоминается сразу, совсем иное состояния воображения фотографа при работе с пленкой. Того самого воображения, которое дорабатывает и достраивает особенности передачи картинки кадра в голове.

Опытный фотограф снимающий на фотопленку пытается представить возможную степень контраста и проработки теней и светов, поглощения или наоборот, проработки деталей, в будущей фотокарточке. Цветовые ожидания выстраиваются у фотографа  по такому же принципу – в воображении. Опыт и закономерсти, конечно же не отменяются и в аналоговой фотографии. 

Плëнка и цифра в фотографии есть просто инструменты, средства.  Однако различия от ньюансов работы с этими разными средствами не столь малы, что бы их вовсе не учитывать.

Воображение фотолюбителя часто блуждает с большим размахом и ожидает какой-то свой, не совсем ясный, мечтательный результат, если работать с плëнкой. Связаны эти явления с невозможностью увидеть полученное изображение сразу.

Такой процесс можно назвать предугадыванием. Это краеугольный камень творческого восприятия в аналоговой фотографии. С опытом и рутиной приходит предсказуемость даже в аналоговой фотографии, но не в той мере, как при работе с современным цифровым фотооборудованием.

Для новичков  процесс  съемки на пленку напоминал поиски интересного сюрприза практически на ощупь, методом проб, и воображение разыгрывалось в достаточно большой степени.

Опытный фотограф мог намного лучше предугадать результат. Тем не менее, работа воображения даже у опытных оставалась на высоком уровне и, в свою очередь, привносила художественную, эмоциональную, парадоксальную и одновременно, рациональную составляющие в следующий кадр. Именно в процессе съемки.

Дело в том, что в плëночные времена – времена аналоговой фотографии никто не мог заглянуть сразу в полученный кадр – ни фотограф, ни окружающие, так как это происходит сейчас – фотографию моментально видно на экране цифровой камеры.

Цифру сразу можно посмотреть, обсудить, понять, препарировать и отмахнуться от неë, переключив свое внимание на работу со следующим кадром.

Изображение в цифре готово сразу, по своей сути. С цифрой легче внести поправки в последующую работу. Прямо на месте, на ходу, динамично, утилитарно, оперативно. Я не замечал, чтобы это вредило творчеству. Напротив, заметные технические огрехи можно устранить на месте если это не скоростной репортаж. Благодаря цифре у фотографов имеется интересная возможность – понять созданный кадр на месте, осмыслить его, по новому перестроить, изменить настройки камеры.

Благодаря оперативности цифра помогает найти быстрее себя в фотографии. Намного быстрее, чем аналоговая фотография. Аналоговое фото носит сюрпризный характер в некоторой степени.

Если техническая планка аналоговой фотографии поставлена достаточно высоко, то сюрпризов аналог практически не преподносит.

Нет, я не пытаюсь проповедовать Вам отречение от цифровых технологий и погружение в мир пленочного фото, как модно это сейчас. Скорее сейчас аналоговое фото в первую очередь модно, затем интересно и уже потом,в крайнем случае, результативно практически.

Плëнка и цифра в фотографии не воюют друг с дргуом, а являются лишь технологическими различиями.

Я всего лишь пытаюсь донести до читателя некоторые особенности состояния фотографирующего, в сравнении цифровых и аналоговых способов фиксации фотоизображений.

Изоляция творчества от влияния извне

Аналоговая фотография оставляет фотографа совсем одного наедине со своим творческим процессом и его воображением, и одномоментно с реальным миром. В том смысле, что никто не может заглянуть в фотографию сразу после спуска затвора. Даже сам фотограф. Состояние фотографирующего, на момент съемок, в аналоге полностью изолированно от мнения окружающих и даже от себя самого, в какой то степени. Связанно это с тем, что результат работы нельзя увидеть сразу, но при этом необходимо продолжать фотографировать, если работа еще закончена. И сколько бы опытный фотограф не занимался фотоделом, он всегда ожидает некоторый недосказанности и непредсказуемости результата в аналоговой фотографии. Этот фактор влияет на результаты его последующих работ особым образом, который трудно поддается систематизации. Положительно или отрицательно – зависит от упорства и трудолюбия.

Доля непредсказуемости результата работы с пленкой и фотобумагой даже при наличии высокого мастерства, классной аппаратуры и материалов, хоть немного, но ощутима. Связанно это с тем, что у фотографа нет такого контроля над обработкой в аналоговой технологии, как это возможно в цифре. Также вариативность результата коррелирует с непостоянством химии в расходниках, с погрешностями в обработке химическим путем, с человеческим фактором.

Неподконтрольного и неявного человеческого фактора в аналоговой фотографии немного больше чем в цифровой.

Для творчества и удовольствия этот фактор может быть полезным. Для профессиональной рутиной работы только в некоторой степени.

Контроль над обработкой изображения

В аналоговом фото у Вас в распоряжении несколько разных пленок, с разной цветопередачей и чувствительностью. Изменить чувствительность и цветовой отклик без смены пленки невозможно. Плëнка и цифра в фотографии, отличаются способом “смены матрицы”.

Также вы можете использовать оптические фильтры. Пожалуй это всë, для цветного фото, не считая экстремальных средств, вроде умышленного нарушения техпроцесса проявки и пуш пуллов. Цветной негатив по процессу С-41  требует  точности соблюдения техпроцесса. Он токсичен. Работать в домашних условиях с ним  сложно, а поручить лаборатории химические эксперименты над изображением, без надзора, мало кто отважится.

Для воздействия на черно-белое фото способов имеется намного больше. Результаты предсказуемые. Токсичность и сложность работы в домашних условиях, с черно-белой аналоговой фотографией намного ниже чем в случае с цветной. 

Опытные любители и профессионалы использовали и используют по сей день разнообразные химические рецепты, которые подробно с формулами и процессами расписаны в книгах по химии черно-белого фотографического дела.

Самый простой из них – изменение стока для проявки черно-белых негативов. Это изменение концентрации проявителя, чтобы ослабить контраст изображения. Или изменение времени проявки пленки и температуры. Применения разных последовательностей агитации.

Проявка и печать черно-белого фото это множество вариаций, и их побольше чем в цветном процессе, из-за доступности и простоты черно-белой технологии в домашних условиях, но и они не предоставляют бесконечных возможностей. Плëнка и цифра в фотографии отличаются множественными способами обработки, но цветная аналоговая фотография все же относительно фиксированная в обработках – в аналоговом цвете все же больше готовых решений в самих пленках.

В аналоговой фотографии способы обработки плëнки совершенно необратимы. Промах может стоить кадра. Плëнка и цифра в фотографии различаются в данном моменте достаточно существенно.

У вас отсутствует тотальный контроль над изображением в той степени, что позволяет сегодня цифровая обработка. Особенно это касается цветной фотографии. Многие аналоговые способы обработки осуществляются лишь расчетами и прикидками. Вслепую. Увидеть результат можно только впоследствии.

Цифра же невероятно гибка. Вы можете сколько угодно раз изменять обработку фотографии и получать любое количество обработок. Способы воздействия на цвета и света изображения в цифре крайне разнообразны, гибки и постоянно совершенствуются. Вы независимы от расходников. Их просто не существует. Только от оборудования и программного обеспечения, которое постоянно совершенствуется.

Некоторые скажут, что цифровая обработка все равно не дает таких красивых результатов как пленка и это неправда. Цифра лишь в меньшем колличестве выдает сюрпризов, парадоксально красивых, и необычных изображений. Она стабильней. За исключением долгих смелых экспериментов. 

Предсказуемая контролируемая красота цифровых фотографий столь же красива и выверена рецептами и способами, как и красота выверенных пленок и достаточно предсказуемых способов в аналоговой фотографии. Только в аналоговой фотографии стоимость таких стабильных и красивых карточек сегодня высока.

Цифровая психология

Цифровой способ получения фото по своему, психологически уникален. Фотографии в цифре можно сразу увидеть, после нажатия кнопки, изменить кадр, вносить воочию коррективы в съëмку, выкладывать в интернет и получить реакцию множества людей. Ощутить эту реакцию. Уточнить потребности клиента наглядным способом. Цифровую обработку можно производить множество раз. При этом исходником является RAW-файл. Сканированный файл аналоговой фотографии это уже цифровая фотография. Или, если хотите, гибридная. Но не полностью цифровая в том смысле, что она не поддается такой качественной обработке как RAW файл изначально цифрового снимка. 

Этот фактор тоже вариант влияния на фотографа. Что плохого, в том, что фотограф быстрее научится избегать брака и лучше выражать свои творческие идеи ? Нет ничего в этом плохого, я уверен.

Цифра позволяет быстрее избавиться от отвлекающей дотошности настроек. Фотографирующий быстрее натаскивается на автоматизм технического умения. В цифровом варианте существует свое, большое поле для экспериментов над результатом, как в процессе фотографирования так и с обработкой.

Кропотливая работа над цифровой обработкой изображения тоже привносит индивидуальность в каждый кадр. Здесь все зависит от целей. Если нужен экспресс вариант то в ход идут пресеты и предустановки с минимальной доводкой под каждое фото.

Если же творческая личность ищет соответствие своих работ согласно внутреннему ожиданию, тогда непременно вступает в силу тот же принцип, который, казалось бы присущ только аналоговой фотографии – снимок обдумывается индивидуально, прощупываются пути работы как техническим, так и интуитивным способом. Довершает потенциальную дотошность работы с цифрой тщательная обработка, которая сопровождается творческим поиском своего отклика чувствования и видения мира через окно фотографии с смелыми иррациональными экспериментами.

Так и не достигая своего идеала даже в цифровом варианте, кстати также как и с аналоговой фотографией, цифровой фотограф раскачивает и разогревает свое воображение и чувствительность восприятия. Такой подход, как поиск своего фото, определяет саму суть фотографии, когда порой не нужна зацикленность на технической точности – еë обеспечивает развитие самой техники. Плëнка и цифра в фотографии это просто технологии. Да, они различны, но основная суть лежит в плоскости самого фактора фиксации изображения, а не в его способе.

С этой точки зрения уже не важно что используется: цифра или аналог. Важно другое – открытие, допустимая иррациональность, спонтанность, поиск и эксперименты. Все это проворачивается в фотоделе как с помощью пленки так с помощью и цифры.

Можно с уверенностью сказать, что путь к результату у плëночной фотографии долгий, а у цифровой фотографии – разный: быстрый, долгий и ещë сколько угодно долгий, если творческое голодание имеет глубокие претензии.

Аналоговое фото не располагает богатыми возможностями быстрого получения качественного конечного результата. Да, это привносит порой, что-то интересное в результат. Но и цифровая технология, несмотря на оперативность результата, позволяет углубится в фотографирование и обработку, тем более в обработку. Цифра нисколько не мешает фотографу.

Чего нельзя сказать о фильмах. В фильмах легче получить хороший цвет и высококлассное изображение через пленку, и не тратить время на дорогую цифровую обработку. Снимать кино на цифру и использовать длительную дорогостоящую накрутку красоты цифровым способом предпочитают не все режиссеры и продюсеры.

Стоимость 700 километров 70мм кинопленки пленки с отличным интересным цветом составляет около миллиона долларов. Для высокобюджетных картин это семечки.

Есть распространенное мнение, что фотография на пленку из-за дороговизны и невозможности увидеть результат сразу заставляет обдумывать каждый кадр, не торопиться и получить за счëт этого лучший результат. Я с этим не совсем согласен.

Да, уникальность и непредсказуемость результата аналоговой фотографии  заметна, но импульсивность фотографирования вполне существовала и во времена плëночной фотографии,  даже с учëтом необходимости беречь кадры. Фотограф, в массе своей, творческая личность, а любой творческой личности присущи непрактичность, импульсивность, иррациональное. Поэтому до какой то степени снимающий на пленку способен себя ограничивать в скорости и рассудительно подходить к съëмке, ведомо только ему. Специальных ограничений в этом не существует.

Черно-белая цифра

Для домашней работы по цене, безопасности, возможным обработкам черно-белая аналоговая фотография доступней, чем цветная.

В противовес аналогу можно сказать, что и получение настоящей черно-белой фотографии из цифровой камеры, это интересный и порой, кропотливый труд в программах цифровой обработки с хорошим результатом.

Если поставить планку черно-белой фотографии достаточно высоко, цифровой подход становится не менее увлекательным, красивым, результативным.

Цифра не сможет иногда повторить то, что сделала черно-белая пленка, но и черно-белая пленка не всегда способна повторить возможности черно-белой цифры.

Под черно-белой цифрой подразумевается перевод цветного изображения в черно-белый с помощью алгоритмов, имитирующих спектральную неоднородную восприимчивость черно-белых негативов к цвету в кадре и т.д.

Осмелюсь противопоставить цифру пленке ещë и тем, что черно-белая пленка это созданное, за фотографа, отчасти, инженерами и химиками, решение, а цифровое получение черно-белой фотографии, в большей степени перекладывает возможности на фотографа. В целом, цифра в большей степени отдает контроля фотографу. Аналог содержит готовые эстетические решения, он они срабатывают далеко не всегда должным образом  или не срабатывают вовсе. Плëнка и цифра в фотографии содержат в своих технологиях заметные эстетические нюансы, но эти нюансы не являются определяющими, когда удался художественный замысел, композиция кадра, сюжет.

Себестоимость аналоговой фотографии сегодня

Цена аналоговой фотографии это всегда палка о двух концах. Снимать на хорошую цветную пленку отличные кадры всегда было дорого. Себестоимость хорошей цифровой фотографии, намного ниже. Даже если учитывать печать. Плëнка и цифра в фотографии стали разительно отличаться себестоимостью кадра.

Сейчас себестоимость одного цветного плëночного кадра формата 135мм, только в виде файла, без печати легко может приблизится к 500 рублям. Одного кадра! Да, это так если заказать высококлассное сканирование в лаборатории. Себестоимость одного классного цветного кадра без сканирования может составить до 50 рублей.

Не стоит забывать, что все кадры из рулончика пленки как правило не идут в результат. Часть кадров просто не получится, бракуется. Часть может получиться технически, но с эстетической позиции эти кадры откладываются на полку как черновые варианты – т.н. контактные отпечатки. Только самое лучшее и удачное фото, выбранное среди вариантов, после отсева брака, составляет небольшой процент.

В таком варианте себестоимость одного плëночного кадра, без учëта печати, после отбраковки неудачных кадров может доходить до 150 рублей с обычным или экспресс сканированием на среднем сканере.

Средний сканер может стоит до 50 000 рублей. Хороший сканер в 5-8 раз дороже. Качественное длительное сканирование одного только кадра 135мм пленки в лаборатории может обойтись, как я уже говорил ранее, в 500 рублей! Выходом из этой ситуации часто становятся пользователи форумов, обладатели дорогих сканеров, предлагающие сканирование за демократичные цены.

Если из этой цены убрать сканирование, тогда необходимо добавить ручную оптическую печать и себестоимость кадра легко увеличивается в 2-3 раза по сравнению с одной лишь проявкой пленки. Себестоимость кадра среднего формата ещë выше.

Да и в давние времена пленка не была дешëвой, как и техника с расходниками к ней. 

Вывод напрашивается сам собой: аналоговое фото высокого, и даже среднего неплохого качества – дорого. Дорого во все времена.

Тем не менее полностью домашнее занятие черно-белой фотографией с самостоятельной проявкой и “сканированием” отпечатков своей современной камерой вполне доступное, по цене, занятие.

Как вариант, бюджетная плëночная цветная фотография – снимки на бюджетные пленки с проявкой и самостоятельным фотографированием негативов. В таком варианте себестоимость одного срабатывания затвора обходится 15-20 рублей. Если отбросить неудачные кадры – 40-100 рублей. 

Себестоимость цифрового снимка

Себестоимость снимка цифровой фотографии намного ниже, за исключением использования какой то сверх дорогой техники с малым ресурсом. Если посчитать стоимость средней зеркальной камеры, двух замен затворов, и износа хорошего объектива, с двумя аккумуляторами,то себестоимость одного снимка в виде файла в цифровой фотографии, равняется одному рублю. Необходимо учесть, что много фотографий отбраковывается. Тогда реальная себестоимость цифрового снимка вырастает. В самом крайнем случае, до 10-15 рублей. Хорошая печать добавит стоимости цифровому снимку. Но он всегда будет дешевле плëночного кадра.

Пленка сегодня

А можно ли сегодня комфортно и достаточно гарантированно снимать на пленку? В какой то мере – да. Для не очень дорогих и результативных экспериментов хорошо  FujiColor Superia 400, Agfa 200, Kodak Color Gold 100-400. 

Такие пленки как Kodak Color Plus, Fujicolor – пленки любительского уровня. Их цветовой отклик может быть нестабилен, цвета и контраст скромны.

Профессиональные же пленки, такие как Kodak Ektar, предъявляют высокие требования к правильной экспозиции и обработке. На таком уровне пленок, по неопытности, легко запороть кадр. Зато цвет у этой пленки один из самых красивых и при этом без лубочности и ломографических перекосов. Классика плëночного цвета.

Ilford Delta 400 хорошая обычная черно-белая плëнка. С таким, приятным, умеренным количеством зерна.

Считается, что Kodak Portra 160 лучший вариант для съемки людей. Тоже самое можно сказать и о FujiColor Pro, но ничто не запрещает экспериментировать и применить эти пленки к пейзажам.

Kodak Ektachrome E100G – профессиональная пленка с заниженным контрастом, для съемки людей. 

Kodak Ultra Color 100 – романтические цвета с умеренным насыщением, и неким пасмурным мечтательным оттенком. Едва уловимым или кажущимся, глоу  (glow) эффектом.

Fuji Velvia 50 –  слайдовая позитивная низкочувствительная плëнка для уличной съëмки. Позволяет получить высоконтрастные интересные и насыщенные особым цветом, кадры. Очень требовательна к точности экспозиции. Внесëт разнообразие в коллекцию плëночных кадров.

Kodak Portra New 400 – современная пленка с некоторым отступлением цветов и контраста от классического Ektar и Portra вместе взятых. 

Плëночные камеры сегодня

О продвинутости плëночных камер сомневаться не приходится: скорость съëмки камерой Canon EOS 1V достигает 10 кадров в секунду, система фокусировки этой модели состоит из 45 точек, а экспозамер из 21 зоны.

Плëночные камеры выпуска 90х и 2000х годов по удобству и гибкости настроек практически не уступают современным цифровым дорогим камерам. Но старые камеры могут потребовать от фотографа отдельного экспонометра и дальномера. Большего опыта и сноровки. В частности, шкальные камеры.

Хороший компромисс доступности/качества – простая зеркальная камера Olympus OM-1. Мануальная камера, за исключением встроенного экспонометра. Интересная особенность Olympus OM-1 – тканевый шторный горизонтальный затвор. Таким типом затвора оснащались первые зеркальные камеры. В цифровой камере затвор ламельного вертикального типа.

Можно конечно приобрести рабочую Смену-8М, Эликон-35СМ, побаловаться, за копейки, но 2-3 пленки стоят дороже. Разрешение оптики у них не очень. Если присмотреть что-то получше, то это наверное Зоркий-4. Зениты не обладают высокой надëжностью и ресурсом.

Касаемо вспышек. Если современные плëночные камеры 90х-2000х годов хорошо работают с современными вспышками, то плëночные камеры ранних выпусков потребуют использования таблиц и умелого расчета. На моей вспышке, разработки конца 80х, которую я использовал в плëночной фотографии, располагалась специальная таблица выдержки-диафрагмы в зависимости от расстояния до объекта.

Будьте осторожны и не используйте старые вспышки на современных цифровых камерах. Через их башмак старая вспышка может пропустить высокое напряжение и повредить электронику современной камеры. Так как у современной камеры через такое крепление передаются команды управления вспышкой.

Что касается самих плëночных камер их уже не выпускают. Готовых годных экземпляров становится все меньше и меньше. Цены растут. Запчасти найти практически невозможно. Только если использовать годного донора. Изготовить на заказ сложные запчасти либо невозможно, либо проблематично. Существуют надежные камеры плëночных времен с большим ресурсом затвора, выдерживающим до 100 000 срабатываний. Но учтите, ресурс этот с 60х-70х годов стал намного меньше, и к тому же ресурс этого затвора не есть гарантия. Он среднестатистический и в каком состоянии ваш экземпляр камеры заранее неизвестно. Плëнка и цифра в фотографии, говорят, сейчас идут бок о бок. Пленки выпускаются до сих пор. Это не совсем так – не выпускаются плëночные камеры, за исключением каких-то дорогих концептов или штамповки ломографических пластиковых мыльниц.

Мастерских, принимающих аналоговые фотоаппараты на ремонт, в небольших городах может и вовсе не оказаться.

Несмотря на большой ресурс некоторых плëночных камер, сегодня они, в массе своей, ощутимо изношены. Нестабильность их работы, возможные поломки и проблемный поиск качественного ремонта оставляют под вопросом целесообразность занятий аналоговой фотографией.

Профессиональные навороченные автоматикой, плëночные зеркальные камеры, это техника применяемая как правило для заработка денег. И сколько там осталось ресурса у переключателей, затвора, контактов, электроники и механики никому не известно.

Некоторые камеры, особенно 90х и начала 2000х требует относительно редких литиевых батареек, например CR2. Хватает таких на несколько пленок, но и стоимость одной штуки может доходить до 350-400 рублей.

Если вам не терпится побаловаться плëночной фотографией, помните – проявка цветной пленки дома токсична и крайне сложна для любителя, а лабораторий по проявке становится всë меньше.

Напротив же, работа с черно-белой плëнкой в домашних условиях доступна, вполне безопасна и очень увлекательна. Недорогой шкальный фотоаппарат или простой зеркальный, за 2000-4000 рублей, при поломке, не сильно разочарует экспериментатора.

Отснятую и проявленную пленку, не только черно-белую, можно “отсканировать” своим фотоаппаратом – перефотографировать. В сети есть видео и статьи как это легко сделать. Качество при этом весьма высоко если все сделать аккуратно. Это называется пересъëмкой негативов. Я сам когда то фотографировал свои черно-белые негативы и считаю это лучшим вариантом по соотношению цена/результат.

Банальные сложности

После цифровой техники, у неподготовленного и технически неподкованного начинающего фотографа может возникнуть сильный дискомфорт и даже разочарование после попыток использовать аналоговую фотографию. Плëнка и цифра в фотографии, без тренировок, кардинально разнятся в пользу удобства освоения фото в цифровом виде.

Например, в плëночные времена фотографы определяли, что пленка правильно заряжена и перематывается по вращающемуся диску обратной перемотки, по счëтчику кадров. При невнимательность можно плохо зарядить пленку и фотографировать всю сессию на один кадр.

Открывать фотоаппарат и проверять как продвигается пленка, при съëмке, и всë ли с ней в порядке, нельзя. Свет! Плëнку легко засветить если допустить ошибку. Это достаточно интересный момент, поскольку понятие “засветить” незнакомо цифровым фотографам новой эпохи.

Раньше пленку можно было засветить когда угодно: при зарядке в камеру, при неосторожности или забывчивости – открыть фотоаппарат не перемотав пленку обратно в кассету.

При использовании двух кассет ошибка стоит одного-трëх кадров. При использовании одной кассеты или работе без кассет, ошибка стоит всех кадров. Хотя хорошая пленка чаще поставлялась в кассетах. На катушках продавалась отечественная пленка надëжно завернутая в черную светонепроницаемую бумагу. Приходилось покупать кассету. Извлекать оттуда штатную катушку и вставлять пленку на своей катушке. Пленка была приклеенна внутренним концом валу катушки. Такая катушка не отличалась качеством и прочностью. По сути одноразовая.

Опытные фотографы могли снимать и вовсе без кассет, лишь на катушки, а затем в темноте извлечь катушку из камеры и поместить пленку в спираль бачка.

Казусом для новичка может  стать надрыв пленки в области перфорации из-за неисправности механизмов протяжки, дефекта зубчатого колеса. Если пленка надорвëтся в области перфорации и фотограф попытается смотать еë обратно в кассету, то пленка банально разорвется вдоль. 

Зарядка плëнки в бачок для проявки требует сноровки. Я тренировался много раз на засвеченной пленке.

Один раз я чуть не засветил пленку прямо в бачке. При вращении за центральный вал. Вышло так, что у меня открутилась крышка бачка. Хорошо,что я крутил бачок в полумраке.

Также можно засветить кадр пленки оставив камеру надолго незакрытой чехлом на ярком солнце. Несмотря на то, что затвор камеры и крышка закрыты, пока ими не пользуются, свет все же проникает через щели крышки и затвора. Медленно, но верно.

Использование многоразовых кассет на свету, с большой самоуверенностью тоже может привести к артефактам. Пленка может частично засветиться по краям если возится с кассетами долго на ярком свету. Тогда то и появились эти т.н. засветы, которые выглядят как полоски или клинья, идущие от краев пленки, через перфорацию, на сам кадр.

Работа с заправкой кассеты в тени резко минимизировала риск получения таких артефактов, которые сейчас имитируют в цифровых редакторах для создания плëночной романтики в цифровом виде.

При работе с пленкой все рискованные действия желательно осуществлять в тени. Даже на улице, как минимум повернувшись спиной к солнцу, вы снижаете риск получения засветов в 4 раза.

Разве такие отвлекающие моменты могут улучшить творчество плëночного фотографа ? Плëнка и цифра в фотографии разительно различаются отвлекающими факторами в работе. 

Фокусировка в плëночные времена, если она без автоматики, требовала особой техники обращения с зеркальной камерой. Правая рука также держала камеру как сегодня держит цифровую зеркальную. Только большой палец располагался у курка взвода затвора наготове, а указательный располагался на спусковой кнопке. На левой же ладони размещали саму камеру словно на площадке, а большим и средним пальцами вращали фокусировочное кольцо. Какой-то другой способ малопригоден.

Если на цифровом снимке можно восстановить достаточное количество деталей из теней, то на пленке иная ситуация. На пленке лучше сохраняются детали в светах, поэтому подход к выбору экспозиции на пленке и в цифровой фотографии различается.

Передержка не так сильно вредит плëночным фотографиями, как недоэкспозиция. Недоэкспозиция на пленке ведëт банально к малой плотности негатива. Т.е. колличество того, что смывается с пленки при проявке, обратно пропорционально экспозиции. При недосвете пленки остаëтся слишком мало вещества на ней после проявки. Такой негатив сильно просвечивается в фотоувеличителе. Изображение получается темным на бумаге. Фотограф корректирует выдержку на фотобумагу вынужденно, из-за темного изображения, пытаясь спасти фото. И на фотобумаге в результате этого, получается бледное, не контрастное, блеклое, и часто рыхлое изображение, порой с сильной зернистостью, словно его разбавили чем-то грязным. Вдобавок, изображение выглядит так, словно оно осыпалось с бумаги.

Бывает, что такие негативные “недодëры” иногда находят в себе эстетическую особую составляющую, но редко. В цифре же наоборот – лучше недосветить. Цифра при недоэкспозиции лучше проработает света и, одновременно, позволит вытащить кое-что из средних теней. Плëнка и цифра в фотографии различаются в подходах к экспонированию. Диаметрально противоположно. 

Существует даже такое выражение как оптимальная плотность негатива. Колличество света, проходящего через пленку,  определяет, сколько вещества останется, а сколько смоется. Толщина вещества определяет силу света проходящего сквозь негатив.

Короче говоря, негативную пленку лучше переэкспонировать (пересветить), чем недосветить. Основная ошибка и брак в съëмке на пленку, помимо казусов полной засветки, забывчивости перемотки, ошибочного повторного использования той же пленки, это грубая ошибка недоэкспонирования негативов.

Некоторые пленки, например Kodak Portra 400 допускают переэкспонирование до плюс 3 стопов! При этом у Вас получится хорошая плотность негатива, нормальная проработка деталей в тенях и светах. Сохранится нормальный цвет. 

По степени допустимости разброса ошибки экспозиций, черно-белые пленки и цветная, стандарта C-41, стоят выше, чем позитивный слайд стандарта E-6. Слайд ещë требовательней к точности экспонирования.

Встроенный экспонометр  плëночной камеры практически всегда может привести вас к недосветам (недоэкспонированию) – самому пагубному виду дефекта или даже брака кадра. Приходится  покупать внешний экспонометр или устанавливать экспонометрическое приложение на смартфон.

Цифровые адаптации проходят существенно проще. Привыкание в цифре это привыкание к управлению и эргономике. Быстрое привыкание новому большему рабочему исо и к большему динамическому диапазону.

К хорошему привыкается быстро и легко.

О динамическом диапазоне пленок

Принято считать, что динамический диапазон (ДД) пленок достаточно большой. Но это не совсем так. Диапазон захвата деталей в крайних тенях и светах, с последующим сжатием его в самой пленке, составляет 5-6 ступеней для цветного негатива и 8-9 ступеней для черно-белого.

У цифры средней зеркальной камеры ДД гораздо больше – 11-14 ступеней при ISO 100-200.

Динамический диапазон человеческого глаза при постоянном неподвижном взгляде на один предмет составляет примерно 11 ступеней.

Как говорится, почувствуйте разницу.

Когда пленка зафиксировала изображение, после проявки итоговое изображение не является широкодиапазонным. Просто в нем проявлены и подчеркнуты детали из теней и светов из широкого диапазона реальности, с последующим сжатием ДД.

Пленка выступает, в данном случае, в роли автоматического оптимального компрессора динамического диапазона снимаемой сцены. Весьма удачного в свое время.

Сейчас сжатием широкого ДД цифрового снимка, в узкий ДД монитора занимается сам фотограф. Весьма гибко и успешно, надо отметить. Здесь цифра победила однозначно и непоколебимо. Даже в случае простых недорогих зеркальных камер или БЗК с небольшими матрицами.

Как быстро получить представление о съëмке на пленку?

Все просто – “Тренинг и муштра”. Почти как у великого Станиславского.

Если Вам хочется хотя бы отчасти представить ощущения от работы с пленкой на обычной плëночной камере, не считая цветопередачи пленок, имея только цифровую, проделайте с цифровой следующее:

  • переведите камеру в режим JPG. Никаких RAW;
  • отключите стабилизацию и автоматическую фокусировку;
  • выберите только одну чувствительность ISO, например 100 и не меняйте;
  • снимайте 24-36 кадров, не более;
  • выберете один баланс белого – дневной свет.
  • используйте ручной режим задания экспозиции и диафрагмы (опционально, по желанию);
  • используйте внешний экспонометр, например программный, на смартфоне;
  • если у вас в камере есть некая имитация пленки или пост-обработки, для придания характера изображениям, выберете этот пресет и не меняйте на всю серию;
  • отключите просмотр снимка во время съëмок или не смотрите на результат до копирования на ПК;
  • скопируйте файлы с камеры на компьютер через 1-3 дня после съëмки;
  • настройте просмотрщик изображений на показ в негативном варианте;
  • уменьшите окно программы до достаточно малых размеров;
  • просмотрите ваш “негатив”;
  • сделайте перерыв 2 часа и посмотри файлы в нормальном полноэкранном варианте;

Возможно вы будете удивлены. Плëнка и цифра в фотографии, как я уже говорил, различается сильно тем, что в аналоге нельзя сразу увидеть результат.

Далее попробуйте отменить всю эту имитацию сложности съëмки на пленку и поснимать на цифру, но с такой же отрешенностью от результата. Не контролируйте результат сиюминутно, не спешите.

Конечно такой способ не создает тот самый плëночный цвет. Зато он довольно жëстко вгонит вас в рамки возможностей и особенностей, ощущений съëмке на пленку. Возможно у вас расширится круг творческой вариативности и красивой непредсказуемости результатов.

Выводы

Очевидно, и съëмка на пленку и на цифру может быть кропотливым процессом, с полным вовлечением. Они различаются методами воздействия на изображение и техническими нюансами. Но невозможно однозначно агитировать за плëнку, как в творческом аспекте, так и в цветовом-световом результате.

Несомненно имитировать очень точно плëночный цвет, удачный и своеобразный, в цифре, с отдельно взятого кадра, намного сложнее чем получить этот же плëночной цвет на пленке. На плëнке он просто вышел таким удачным на отдельный кадр. Однако можно и не копировать конкретный плëночный кадр и выдумывать свои искажения цвета и света в цифре. Правда искать удачные варианты даже в цифре предстоит достаточно долго. Но их можно найти. К этому приходят годами. И они не должны точно соответствовать конкретному плëночному кадру.

Цифра тоже требует бережного обращения в обработке, например, если мы хотим сохранить плавность цветовых и тоновых переходов.

Тогда справедливо следующее выражение:

Как сложно повторить интересный цвет удачного и своеобразного плëночного кадра в цифре, так и пленкой сложно, а порой и невозможно, повторить удачный своеобразный цвет, полученный экспериментами в цифровой фотографии.

Важно также понимать, что при высоком уровне плëночной фотографии особого цвета и случайных, красиво-непредсказуемых карточек, практически не бывает. Результат стабилен в этом случае. 

На этом всë. Спасибо за прочтение статьи!

О фотоплëнке
Цифровые матрицы 

Имитация плëночных откликов в RawTherapee

Главная страница » Фотография

Оставить комментарий