Здравствуйте! В этой короткой заметке я хотел бы поведать о моем подходе к съемке типовым зум-объективом.  Например 17-55, 18-135, 24-105. Без разницы. Неоднократно сталкиваюсь с мнением, что сначала нужно занять позицию в той шумихе, где приходится использовать зум вместо фиксов и потом подогнать зуммированием рамки кадра к Вашему композиционному решению.  Все бы ничего, но вот только этот способ хорош для совсем экстренной репортажной фотографии, где нет места и времени творчеству. А в творческом подходе Ваш зум объектив не должен работать на подгон рамок кадра “по месту”.  У пытливых новичков иногда возникает закономерный вопрос: как правильно снимать зум объективом ? Для чего он ? Разберем этот вопрос.

По сути зум это набор фиксов. Только менять такие “фиксы” очень легко.  Достаточно повернуть трансфокатор. При этом менять фокусное расстояние можно плавно. А не только строго выставлять число напротив риски.

Определение: Объектив переменного фокусного расстояния он же и есть зум-объектив. 

В чем суть ошибки постоянной подгонки кадра зумом “по месту” ?

Проблема этого подхода характерна для новичков-любителей. Они воспринимают зум-объектив только как средство доставания дальних объектов. Для них это подзорная труба. Практически.И если Вы еще совсем новичок и желаете постигать азы творческой фотографии, эта заметка для Вас!

Попытаюсь поделиться своими соображениями на этот счет. Которые подкреплены практикой, разумеется.

Итак, воспринимать объектив с переменным фокусным расстоянием (зум) только как трубу для приближения объектов (в случае необходимости) – ошибка. В творческом смысле.

Здесь я не буду расписывать подробно как изменяется характер картинки с разным фокусным расстоянием. Почитайте в сети. При разных фокусных расстояниях оптика строит кадр с разным углом охвата. Это также и зависит от размера сенсора.

зум-объектив,варио-объектив,фокусное расстояние, шкала, объектив, стиль изображения

1

Возьмем самый массовый формат – APS-C. Для такого формата фокусные расстояния от 10-до 16 мм являются сверхшироким углом охвата, от 17 до 28 широким углом. От 29 до 35 мм – стандартные фокусные/универсальные/классика.
С 36 до 55 м – идет некий стандарт и портреты/предметы. От 55мм и более простираются портреты и телережимы (приближать дальние объекты).

(указал примерные границы)

Разумеется на фокусные расстояния от 35-55мм можно и нужно снимать не только портреты. Названия приведены для ориентировки.

Пример разных фокусных расстояний

Обратите внимание, перечисленные фокусные расстояния (они же углы охвата кадра) имеют названия. И не просто так.
Чем шире угол берет ваша оптика, тем ближе вы можете подойти к объекту. А чем Вы ближе к объекту, тем сильнее перспективные искажения. Чаще это видно на людях, транспортных средствах. Зависит в первую очередь от расстояния. Затем от форм объектов и то, каким мы привыкли видеть их своим зрением.

Вы можете снимать на разных фокусных расстояниях так, что размер главного объекта в кадре у Вас останется постоянным. Изменения коснутся других объектов, которые находятся дальше или ближе. Изменится угол обзора.

Давайте посмотрим, как изменение фокусного расстояния меняет пропорции размеров окружающего мира. Сначала я подошел близко к столбику. И сделал фото на 24 мм. Затем я вынужден был отходить от столбика, когда стал увеличивать фокусное расстояние. Но я менял дистанцию до столбика и фокусное таким образом, что бы размер столбика оставался постоянным. Для наглядности по пропорциям объектов и углу охвата сцены.

фокусное расстояние 24 мм, зум, искажения, пример, перспектива

Фокусное расстояние 24 (FullFrame)
На APS-C понадобится 16-17 мм.

Обратите внимание, что на 24 мм опора моста небольшая и воспринимается как далеко от столбика.

 

фокусное расстояние 40 мм, зум, искажения, пример, перспектива

Фокусное расстояние 40 (FullFrame)
На APS-C понадобится 25 мм.

 

Посмотрите, столбик остался таким же как и был, а опора моста стала значительно больше и “приблизилась” к столбику. При этом угол охвата сцены сжался по бокам.

фокусное расстояние 70 мм, зум, искажения, пример, перспектива

Фокусное расстояние 70 (FullFrame)
На APS-C понадобится 43 мм.

 

Перспективные искажения зависят только от расстояния камеры до объекта. Запомните это.

Так как правильно снимать зум объективом ?

Меняя угол (фокусное расстояние), мы меняем как охват сцены, так и вынуждены двигаться на оптимальное расстояние (меняем дистанцию) для выбранного фокусного и художественной задумки. В творческом замысле фокусные расстояния имеют большое значение. И это не только подзорная труба.

С изменением фокусного расстояния меняется угол охвата сцены, а также ваша дистанция до объекта, вынужденно и согласно задумке кадра. От этого меняется характер изображения. Изменяются пропорции размеров и воспринимаемые расстояния между объектами, меняется степень искажений. Простыми словами — меняется художественный характер фотографии.

Т.е. Вам надо менять фокусное расстояние для изменения художественного характера фотографии.

Сначала представьте себе как Вы хотите снять кадр. Какой характер картинки получить: широкий угол (пейзаж/архитектура/динамика..), стиль-кино, обычный, вид “как в бинокле” и т.д. Сколько объектов Вам нужно взять в кадр. Сколько сопутствующего пространства также брать в кадр. Узко, средне или широко охватывать планы. Подумайте. Т.е.выберите охват/стиль мысленно. Затем выставляйте фокусное расстояние на шкале зума, а далее уже идите к необходимому месту съемки и смотрите в окуляр.

Сначала работаете головой – творческий замысел, потом руками – настройка оптики и камеры, затем ногами. Такая схема. На месте можно уже немного подстроить трансфокатор.

Конечно, можно всегда  подгонять фокусное по месту. Но если вы изначально будете выставлять фокусное, а потом строить кадр – повысится Ваш творческий навык. Получается это не сразу. Здесь нужна насмотренность. И она у Вас будет вырабатываться.

Есть хорошее упражнение – ставите определенное фокусное и не трогая зум снимаете только на выбранном фокусном. Много. Хотя бы часа три. А может быть и пару дней. Придется работать не зумом, а ногами. Его плюс в том, что вы узнаете как работает конкретное фокусное расстояние. Что на нем снимать лучше всего, а что ему не подходит.

зум-объектив,варио-объектив,фокусное расстояние, шкала, объектив, стиль изображения

2

Если я хочу сфотографировать лицевой портрет человека “по классике”, я сразу выставляю фокусное от 35 до 85мм, а далее двигаюсь на необходимое расстояние от портретируемого. Потому что мне нужен портрет “как в кино”, а не гигантский нос в дверной глазок.

Напротив если я хочу как раз получить гигантский нос, и маленькие ножки (дружеский шарж), или заполучить все здание/дерево в кадр то  выбираю достаточно широкий угол. Например 17-20 мм. Это грубый пример. Ставлю это фокусное и двигаюсь прямиком к объекту съемки. С опытом запоминаются дистанции и я знаю в скольких метрах должен быть от меня объект. Примерно. А также какая часть пространства попадет в кадр. Также я имею представление о том, как например будут “заваливаться” в трапецию параллельные линии зданий при выборе 17 мм фокусного (ширкой угол) и сильном наклоне камеры по вертикали. Это все приходит с опытом. И как “выпрямляется” здание при переходе к 35мм-100мм фокусным состояниям.

Разумеется, если здание и дерево удастся уместить в 35-50мм и это будет красиво, то это тоже правильно. И скорее всегда так будет лучше. Не всегда, но часто.

Второе упражнение – снимать какой-нибудь предмет, на разном фокусном, но так, чтобы размер предмета в кадре был одинаков. Примерно одинаков. Попробуйте. Затем потом проанализируете разницу в перспективных искажениях и характерах картинки.

зум-объектив,варио-объектив,фокусное расстояние, шкала, объектив, стиль изображения

3

Выводы

С зум объективом можно и нужно обращаться не только как с подзорной трубой, чтобы приближать далекие объекты в туристической поездке. Или оперативно хватать события на репортаже, по месту, куда удалось самому протиснуться на время.
С зум объективом можно изначально выбирать фокусное как часть художественного замысла, выставлять его на трансфокаторе и потом ногами отрабатывать необходимую дистанцию.

Всех благ и удачных съемок!

Главная страница » Фотография » Как правильно снимать зум объективом