Режимы съемки фотоаппаратом. Два самых основных.

Введение

Здравствуйте! В этом посте я попробую кратко и понятно описать основные режимы съемки фотоаппаратами. Данные режимы важные и удобные и, одновременно, развивающие творческие подходы фотографирования зеркальными и беззеркальными камерами. Текст подойдет скорее всего для тех начинающих фотографов, которые тяготеют к уже большему контролю, насытившись полностью автоматическими режимами фотографирования.

Готовые режимы «на все случаи»

Но прежде чем мы перейдем к основной сути вопроса, я попытаюсь вас предостеречь от таких, казалось бы удобных готовых программных режимов, как «портрет», «пейзаж», «группа», «горы», «у моря», «цветок», «ночь», «сумерки» и т.д. Названия у разных производителей могут меняться, но суть одна и та же.

Эти режимы также «полезны» как кнопки «русский повар», «итальянская кухня» ,»японская кухня» на СВЧ печах. Надеюсь вы меня понимаете.

колесо режимов зеркальной камеры. "программные" режимы

готовые наборы — «программные» режимы

Используя эти готовые режимы, вы не будете чувствовать и понимать суть происходящего при фотографировании, а также во многих интересных моментах они вам банально не подойдут. И снимок выйдет хуже, чем мог быть. На самом деле в этих готовых шаблонах находятся фиксированные настройки соотношения выдержки и  диафрагмы. Возможно еще и параметры чувствительности, алгоритм работы затвора, предустановлены точки фокусировки.Все это готовые шаблоны, под некоторые типовые кадры. Также в этих пред-установках, возможно, прошиты шаблоны пост-обработки для jpeg файлов. В RAW формате пред-установки обработки не  оказывают эффекта, а пред-установки режимов съемки могут просто не подойти к конкретной сцене.

Данный подход — попытка производителя создать набор настроек на все случаи жизни. А это невозможно. Такой подход  грубый и ненаглядный, для понимания процессов.

Самые важные режимы

Основные режимы съемки это:

  • Автоэкспозиция с приоритетом выдержки
  • Автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы

Т.е. их всего два!  Именно эти режимы используются фотографами в большинстве случаев. Хотя на колесе выбора режимов их гораздо больше. Речь не идет о полностью ручном режиме съемки. Это узкая ниша фотографии. Пропустим пока работу со вспышкой и ночную съемку. Девяносто процентов разнообразных фотографий создаются в полуавтоматическом режиме. Это самый понятный, надежный, удобный и результативный метод.

Особняком стоит режим фокусировки. Он никак не связан с этими режимами. Режим фокусировки существует сам по себе, хотя в готовом фото влияние всех режимов вливается в один результат.

Обозначения

В разных фотоаппаратах эти режимы съемки обозначаются немного по разному. Но сути это не меняет.

Canon:

  • Tv (приоритет выдержки)
  • Av (приоритет диафрагмы)

Nikon:

  • S (приоритет выдержки)
  • A (приоритет диафрагмы)

Fuji:

  • T (иногда S,Tv  — приоритет выдержки)
  • A (иногда Av — приоритет диафрагмы)

Запомнить основные режимы проще так:

T — Time(время). Очевидно, что понятие «Время» напрямую ассоциируется с выдержкой. Сколько времени открыт затвор — это и есть выдержка.

A — Aperture ( диафрагма, отверстие, светосила). По моему с этим всё ясно.

Как работают основные режимы

А очень просто!  Фотоаппарат измеряет освещенность сцены в этих режимах. Всегда. Сам. И если у вас выбран приоритет выдержки, то вам разрешается менять лишь выдержку, а диафрагму фотоаппарат подстраивает сам.  В итоге количество света, который попадет на матрицу, остается постоянным, что бы снимок не был переэкспонирован или недоэкспонирован. Но разная диафрагма или разная длительность экспонирования влияют на характер изображения. Эти режимы съемки и называются «полуавтоматическими», так как один параметр меняет сам фотограф. Оба они связанны с размытием картинки. В одном случае мы решаем как размывать фоны — задний, а порой и передний план. И размывать ли вообще. В другом, мы решаем, размывать ли движущиеся объекты, что бы подчеркнуть их движение или нет. Оба режима это контроль размытия, простыми словами. А теперь разберем каждый из них, отдельно.

Приоритет выдержки

В этом режиме мы можем менять выдержку. Это время, в течении которого, свет попадает на матрицу, пока затвор открыт, простыми словами. Допустим Вы решили поставить какую-то выдержку. Больше чем обычно. Увеличенную.Так вот, Вы увеличиваете выдержку, а автоматика меряет освещенность сцены и начинает прикрывать диафрагму. Уменьшая диафрагменное отверстие. И наоборот — Вы уменьшаете выдержку, а автоматика в это время начинает открывать диафрагму.

Число диафрагмы при уменьшении диаметра отверстия — увеличивается. Так принято в обозначении. Чем больше света пропустит диафрагма, тем меньше её числовое обозначение. Единица означает — идеально. Свет идет абсолютно не ослабленный. Как есть.

В этой теме имеются еще тонкости, например понятие относительного отверстия.Но это сути не меняет и здесь мы не будем лезть в дебри.

Колесо выбора режимов съемки зеркальной камеры. "Приоритет выдержки"

режим «приоритет выдержки»

Зачем нужен этот режим ? Очень просто. Подчеркивать движения. Движение автомобиля, человека и других объектов в кадре. Очень модно, подчеркивать движения фонтанчиков, например. Логично, что если выдержка большая, движения объекта будут смазанными. А эта самая смазанность объекта на фото и подчеркивает его движения. Но так как с бОльшей выдержкой возможно переэкспонирование, то автоматика, измерив освещенность, делает простейший пересчет и прикрывает диафрагму. Итак, в этом режиме, вы просто регулируете степень смазывания подвижных объектов на фотографии.

Пример применения данного режима. Установлена выдержка 1/30 в режиме «Приоритет выдержки»

Прибытие поезда "Ласточка". Пример режима "Приоритет выдержки"

Пример режима «Приоритет выдержки» AT

Нюансы выдержки

Выдержка обозначается в секундах 2,5,10 и т.д. Это очень длительные выдержки. Выдержки меньше секунды обозначаются дробями. Например 1/1000 (одна тысячная секунды), 1/500, 1/30, 1/15.

Что бы создать ощущение легкого размытия изображения подвижного объекта, например проезжающего поезда или струи фонтана, фотографы обычно используют выдержку 1/30 или около того.

Подход тут простой. Если вы хотите размыть руку человека, который ею размахивает, то оцените, сколько времени рука преодолевает путь от одной позиции до другой? Какое расстояние ? Примерно. Допустим при выдержке 1/60 рука человека смажется в отрезке 1 см. Если за секунду она проходит 60 сантиметров.

Что бы у вас не смазалось всё изображение, а не только отдельный объект по замыслу, на длительных выдержках, необходима твердая рука или штатив или стабилизатор изображения. 

Важно, что бы все статичные объекты, которые не должны быть смазаны, оставались четкими. Например чаша фонтана или платформа вокзала, лес, горы. Контролируемые режимы съемки требуют осмысленного подхода. Но это не сложно.Если вы снимаете с рук, используйте простое правило безопасности выдержки:

Максимальная  выдержка, которая не размажет весь кадр равняется: 1/(фокусное расстояние объектива)

Это не точная формула. Но в большинстве случаев она работает. И её вполне хватает. Например фокусное расстояние равно 30 мм. Значит максимальная безопасная выдержка  равна 1/30. При выдержке 1/15 и больше, у вас всё станет размазанным. Без штатива и стабилизатора. При наличии стабилизатора, вы можете увеличивать выдержку на 1-2 ступени.

Приоритет диафрагмы

Это самый распространенный режим съемки , входящий в основные режимы съемки. Удобный. С ним меньше всего мороки.  По отношению к режиму приоритета выдержки, приоритет диафрагмы  работает с точностью до наоборот.  В этом режимы вы управляете диафрагмой. А выдержку фотоаппарат подбирает сам. Оптимальную. Что бы экспозиция кадра была правильная. Этот режим нужен, что бы размывать фон, простыми словами. Чем меньше число диафрагмы, тем сильнее размыты области вне зоны резкости, а сама зона резкости — короче.

Режимы съемки фотоаппаратом. Два самых основных.

режим «приоритет диафрагмы»

Что это дает конкретнее? А дает это контроль над глубиной изображаемого пространства. Если вам нужно сильно размыть фон, который находится дальше объекта, а сам объект оставить чётким, тогда вы выбираете этот режим и устанавливаете малое число диафрагмы.

Малое число диафрагмы означает большее физическое отверстие диафрагмы. Т.е. диафрагма открывается и пропускает больше света. Глубина резко изображаемого пространства при этом уменьшается.
Режимы съемки фотоаппаратом. Два самых основных.

задействован режим «приоритет» диафрагмы. Фон размыт.

«Размыть фон» — упрощенное понятие. На самом деле вне зоны резкости оказываются предметы, находящиеся не только дальше объекта, от объектива, но и ближе.

Рекомендация. Если вы хотите ощутимо размыть фон, например, для портретной съемки, используйте фокусное расстояние от 50 мм и выше. В среднем 70-100 мм. И откройте диафрагму, установив её малое значение.

Но с минимальным  числом диафрагмы очень легко получить сверхмалую глубину резкости. В таком случае в зоне ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), может оказаться не весь объект, а только его часть. Например кончик носа человека. А все остальное станет нерезким. Размытым. Поэтому с диафрагмой нужно работать, а не выставлять только крайние значения.

Выводы

Итак, подведем итоги. Мы выяснили, что для творческого подхода в фотографии, сохраняя максимальное удобство и скорость работы с техникой целесообразно в большинстве случаев использовать основные режимы съемки:

  • Приоритет выдержки
  • Приоритет диафрагмы

Первый используется, когда нужно управлять динамикой движущегося объекта. Делать его четким и застывшим на снимке, или  размазывать его образ, подчеркивая движения. В этом случаем мы управляем выдержкой.

Второй режим используется, если необходимо отделять объект съемки от фона, а иногда еще и от переднего плана. Простыми словами, если нужно размыть фон или еще и передние планы. В таком варианте мы управляем диафрагмой. Чем меньше число диафрагмы — тем сильнее размыты области вне резкости и тем уже сама эта область.

Таким образом основные режимы осваиваются как правило быстрей всего и применяются почти во всех случаях фотографии.

На этом всё. Спасибо за внимание! Пишите комментарии и задавайте свои вопросы…

Главная страница » Техника

 

 

Оставить комментарий (e-mail не обязателен)