Смена 8М. Фотоаппараты моего детства

фотоаппараты эликон 535, смена 8м, эликон 35см

Фотоаппараты моего детства: эликон 535, смена 8м, эликон 35см

Вот и пришло время написать о прекрасных моментах счастливого детства. Тот день я запомнил хорошо. Шел 1992 год и будучи учеником седьмого класса средней школы, я был удостоен подарка на своей день рождения — фотоаппарат «Смена 8М». В те года, и намного раньше, такая техника была у многих школьников. Надежная, простейшая, недорогая. Стоил этот фотоаппарат  15 советских рублей. В начале 90-х он продавался уже по 35 рублей. Элегантный, простой, но не лишенный стиля.

фотоаппарат Смена 8М, вид спереди

Смена 8М

Подарок сразу вызвал бурю эмоций. Фиолетовый отблеск стеклышек объектива, аккуратно выполненные циферки и буковки, серебристая алюминиевая накладка, строгая геометрия,черный  пластик, кнопка спуска затвора, рычажок, колесики, видоискатель — так и манили к себе загадочностью и непривычностью атмосферы. Фотоаппарат воспринимался совсем не как игрушки  — машинки, танчики, солдатики. Это было что-то совсем иное. Такая техника вызывала уважение, хотя я еще ничего не знал о ней. От неё веяло новыми, иными способами познания мира. Мира гораздо больших масштабов, нежели детские игрушки, пусть даже и навороченные. Что-то внутри меня перевернулось.

Для справки: данная модель выпускалась с 1970 года по 1995 и общее количество экземпляров превысило двадцать миллионов штук. Мировой рекорд!
Объектив фотоаппарата Смена 8М - Триплет «Т-43. Шкала объектива

Объектив Триплет «Т-43»

Я по долгу вертел его в руках, разглядывал, ставил на видное место в комнате и мечтал о собственном процессе фотографирования. Зачитал до дыр инструкцию. Половину понял сразу, а остальное как-то не очень. Затем мы купили плёнку. Так как никто в доме в этом толком не разбирался, пленку, как выяснилось, купили не ту. Вместо 35 мм, приобрели широкую — 120 мм. Прошло время и наконец я приобрел пленку «Свема 125» 35мм. Цвет упаковки — охра. Заряжал в кромешной тьме, в ванной, заткнув все щели тряпками, выкрутив лампочку и накрывшись толстым пледом. Только сейчас понимаю, что наверное данная тройная защита от света не всегда нужна. А вот катушку можно заряжать и на свету, но только не под прямыми лучами солнца. Запах пленки запомнился на всю жизнь. Цифра же вообще не пахнет.

Объектив у «Смены» весьма посредственный, бюджетный. Светосила средняя. Диафрагмируемый диапазон F/4 — F/16. Восемь лепестков. Максимальная разрешающая способность достигается на диафрагме F/11. А винтажная необычная картинка — на небольших расстояниях при F/4. Как то так.

Эх, знать бы такие тонкости науки  в детстве!

видоискатель фотоаппарата смена 8м

видоискатель со стороны фотографа

Зарядив пленку, впервые, я еще раз перечитал руководство по эксплуатации. И первые кадры получились! Проявлять и печатать отдали в обычное местное советское фотоателье. В таких, как правило фотографировались на документы и портрет с помощью карданной камеры — эдакий деревянный ящичек с гармошкой.Заказ выполнялся ну очень долго. Я чуть не  свихнулся в длительном ожидании. Наверное для скорости заказа надо было давать «на лапу».  Зато какая была радость, когда мне дали в руки бумажные фотографии. Настоящие! На них было именно то, что  я снимал. Вышло где-то 25% брака — ошибка по резкости и по экспозиции. Но для первого раза отлично. Главное — ощущения! Узнать на бумаге своих родных, себя, и знакомые места.  Работа ателье была выполнена очень качественно. Первые снимки зимние. На улице и немного в квартире. Тем не менее, проработка и светов и теней отличная. Удался даже снимок самого себя при электрическом свете, а труба для завеса ванной, послужила «удлинителем» спуска. Вот такие были эксперименты. К сожалению они утеряны. Затем родители  вручили мне некоторую финансовую помощь и я отправился в магазин «Зенит», что в Сокольниках. Ехал на электричке и на метро. Далеко из области. Но это того стоило.

фотография Смена 8М в обработке

Смена 8М — целая эпоха любительской фотографии СССР

Магазин «Зенит» тогда еще был фотомагазином. Начинались те самые суровые 90-е годы. В магазине уже появились видеомагнитофоны, импортные телевизоры, какие то сувениры. Но все таки фототехника, аксессуары и расходники там продавались. Я приобрел несколько ч/б фотопленок «Свема 64», «Тасма 64», фотобумагу пару упаковок, проявитель для пленок и бумаг — фенидон гидрохиноновый, и фиксаж кислый. Несколько пакетиков. И, очень важно, бачок для проявки плёнки, а также кассеты.

символы шкалы расстояния объектива Смены 8М: "Восемь метров","Пейзаж","Бесконечность"

знаменитые символы шкалы расстояния Смены 8М — «Восемь метров»,»Пейзаж»,»Бесконечность»

Многоразовые кассеты состояли из 4 частей. Корпус с бархотками. Два кольца-крышки. И катушка. Очень полезная  штука. Благодаря этому не появлялось засветов на пленке. В комплекте к Смене 8М шла своя приёмная катушка. Но можно  использовать и две свои кассеты. Как правило, пленка «Свема 64» и «Тасма 64» продавались уже на катушке, такой тонкой, дешевой, но только без кассеты.Пленка на фабрике  заботливо и качественно обернута в плотную черную, светонепроницаемую матовую бумагу и предварительно намотана на катушку. С катушки я её не снимал, разумеется. А просто вставлял в кассету.И закрывал её с двух сторон, корпусными заглушками.

Покупателей в «Зените» всегда хватало. Больше всего на прилавках лежало бюджетной техники, недорогих расходников и дешевых ч/б фотопленок. В сторону «зенитов» я не смотрел — радовался тому, что мне выделили бюджет на пару пленок, немного химии и фотобумаг! Времена тогда были очень трудные.

Смена 8М. Фотоаппараты моего детства

знаменитые символы шкалы расстояния Смены 8М «групповой портрет»

Смена 8м  простой шкальный фотоаппарат. Шкала выдержек никогда меня не подводила на улице. Даже вечером, с разным освещением. Стоило лишь приноровиться. Условные обозначения  «солнце», «солнце в дымке», «облачно» и т. д. — очень грамотное решение конструкторов. Большинству новичков, среди которых немало подростков, да и просто любителей, особо не заморачивающихся цифрами, данное решение производителя весьма кстати. Тем не менее, значение выдержек все таки продублировано с другой стороны кольца регулировки затвора.

Не забываем, что «Смена 8М» это, что называется FullFrame, т.е. полнокадровый фотоаппарат — 35мм. Фокусное расстояние объектива — 40 мм. Можно сказать, что это умеренный «ширик» по меркам FullFrame, да еще и «фикс». Диафрагменные числа: 4, 5.6, 8, 11, 16. Отсюда назвать его светосильным, язык не поворачивается. Но и темно-фиксом тоже не обзовешь. Средненький объектив.
тыльная сторона смена 8м

тыльная сторона

Но у «Смены 8М» обнаруживались и недостатки. Первый, это раздельные механизм взвода затвора и перемотки плёнки на следующий кадр. При таком раскладе легко забыть отмотать плёнку на новый кадр и нащёлкать снимков на одно и тоже место на пленке. С другой стороны, если пользоваться этим грамотно, наверное можно использовать данное свойство в творческих целях. Но мне не пригодилось это свойство. Перемотка кадра осуществлялась до упора. Пока механизм счетчика кадров не заблокирует вращение маленького колесика с зубчиками, который в свою очередь не остановит пленку. В самом же колесе перемотки не предусмотрено никакого тормоза. Простейшая и недорогая конструкция.

затвор открыт, оптика с внутренней стороны и диафрагма Смены 8М

затвор открыт, видна оптика с внутренней стороны и ирисовая диафрагма

Второй недостаток — расположение рычага работающего затвора в области хвата пальцев правой руки. При недосмотре рычаг мог упереться в палец фотографа, и кадр выходил, как правило, засвеченный. Ведь пока рычажок взвода  не вернется в исходное положение — лепестки разведены и затвор открыт.

Третий недостаток — туговатая кнопка спуска. Заметное усилие нажима приводило к ощутимой «шевелёнке» у неопытного фотографа. И если в солнечную погоду, это часто сходило с рук, то при выдержках «Облачно» и «Пасмурно» легко получить смазанный кадр из-за шевеления фотоаппарата во время спуска затвора.

Фотоаппарат Смена 8М, фронтальная сторона видоискателя крупным планом, логотип "ЛОМО"

фронтальная сторона видоискателя крупным планом и логотип «ЛОМО»

В остальном, это сбалансированный, надежный, понятный, компактный доступный и элегантный шкальный фотоаппарат. Я где-то читал, что эта техника надежно работает при сильных морозах. Поэтому из-за надежности, компактности, морозоустойчивости, легкости фотоаппарат пользовался популярностью у туристов, геологов и альпинистов. Возможно сейчас взгляд на такую технику вызовет у читателя улыбку, не знакомого с такой техникой и избалованного камерным модулем смартфона. Но в те времена иного не было. Да, существовали сложные моторизированные фотоаппараты «минольта» и «никон», с электроникой и великолепной оптикой, вполне пригодные «Зениты» полуавтоматы. Но и они работали по такому же принципу как и этот малыш — непосредственное аналоговое экспонирование фотоэмульсии на пленке, с последующим химическим проявлением и оптической ручной печатью.

колесо обратной перемотки пленки в кассету фотоаппарата Смена 8М

колесо обратной перемотки пленки в кассету

Нормальной литературы тогда  под рукой  не оказалось. Пришлось ездить и искать книги в  магазин у м.Полянка и в знаменитый  «Зенит», но увы, все что нашел тогда — какая то мудреная книга по химическим процессам в фотографии, с приготовлением собственных реактивов и других химикатов для сложной ретуши с формулами. Мне она не подошла. Приходилось пользоваться только инструкцией к фотоаппарату и собственным эмпирическим опытом. Простой книги очень не хватало. Настоящий крышеснос начался когда родственник показал мне весь процесс ч/б печати на бумагу с фотоувеличителем и проявкой, также передал в бессрочное пользование набор УПА в чемоданчике. Вот тогда я потерял покой и сон. К тому времени, фотографировать и проявлять пленку в бачке я научился сам. Полностью самостоятельно. А вот фотоувеличителя и опыта работы с оптической печатью у меня не было. Золотые времена! Три табурета в ванной. На одной увеличитель, на второй ванночка с проявителем, на третьей — фиксаж кислый. В раковине ваночка с чистой водой, для промывки после проявителя. Настоящая лаборатория дома!

внутренний отсек для плёнки и катушек фотоаппарата Смена 8М

внутренний отсек для плёнки и катушек

Красный фонарь приходилось держать подальше от бумаги, где-то за спиной. Вблизи и при долгом воздействии на бумагу он все таки её немного засвечивал. Поэтому бумагу я извлекал очень быстро из упаковки, выключал фонарь и настраивал в красном свете увеличителя. Потом уже экспонировал нормальным светом. А вот появление позитивного изображения в ванночке на бумаге при красном свете — тот еще праздник! Тому, кто это не застал скорее всего меня не понять. Но существовал нюанс — контраст изображения на бумаге, при красном свете фонаря казался завышенным. Поэтому приходилось делать два пробных отпечатка с одного исходного негатива, с разной выдержкой и после проявки выносить на обычный свет, что бы определить оптимальную  выдержку по контрасту результата. Выдержка экспозиции бумаги влияла на контраст. Как сейчас помню, это составляло от 3 до 7 секунд. И затем проявка. Со временем глаза привыкли к красному полумраку ванной,и я уже автоматом корректировал время экспозиции бумаги под фотоувеличителем. Реле времени имелось в наличии («Силуэт»), но я им не пользовался. Считал так. Для меня,семиклассника, данное занятие являлось настоящим выносом мозга, в положительном смысле. Порой юношескую психику просто уносило в иную реальность и я  терял адекватную связь в внешним миром. После фиксации и промывки, все карточки сушились на газетке. Глянцевателя не было. Использовались разные бумаги: матовая, глянцевая и даже с полиэтиленовым покрытием, которые не нужно глянцевать.

счетчик отснятых кадров Смена 8М

счетчик отснятых кадров Смена 8М

Честно говоря, тогда в моей фотографии и речи не шло о правилах сечения, композиции, сюжете, гармонии, сходящихся линиях, и т.д. По сути, мое фото увлечение в детстве, это баловство, произвольные пробные шаги и попытка уловить ,что то неуловимое, ускользающее. Помню как случались промахи по расстоянию. Фотоаппарат то шкальный! Приходилось ставить расстояние на глазок. Это было связанно с тем, что диафрагмой я выставлял тип пленки. А чаще всего использовалась плёнка 64 единицы чувствительности. Диаграмма из-за этого открывалась широко и глубина резкости  сокращалась на близких расстояниях. Но после уверенной практики, процент промахов стал невелик. Где-то 5%-10%.

 

Смена 8М. Фотоаппараты моего детства

известная миллионам пользователей «Смены 8М», шкала расстояний.

На фотографиях представлен именно тот, фотоаппарат, который послужил мне всё детство верой и правдой, и подарил мне и моим родным массу положительных эмоций. Я его сохранил на память.

Недавно обнаружил, что он туго крутится. Высохла смазка. Пришлось снять шкальный обод, выкрутить объектив, прочистить резьбы от старой смазки и нанести новую. Объектив постарался юстировать, как смог.

Фотографии Смены 8М сделанны на:

Canon EOS 1100d, EF 50 f/1.8 II, EF-S 10-18 f4.5-5.6 IS STM,EF-S 18-135 f3.5-5.6 IS STM

Теперь несколько фотографий сделанных мною на «Смену 8М» полностью, включая собственноручную проявку пленки и оптическую печать в ванной на увеличителе УПА. Конечно, все это кривенько, по детски. Но в те времена было очень интересно!

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Мост.

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64».

Смена 8М. Фотоаппараты моего детства

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Электричка ЭР2

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Электричка и частный сектор

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Электричка и частный сектор

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Камаз

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Камаз

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Собачка

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Собачка

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Оркестр

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Оркестр

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Частный сектор

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Частный сектор

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Телевизор в комнате

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Телевизор в комнате

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Портрет

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Портрет

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Деревце

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Деревце

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Собачка и снег

Фото на «Смена 8М» Пленка «Тасма/Свема 64». Собачка и снег

 

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". Готовность к прыжку

Готовность к прыжку …

А это мой первый компьютер. Снятый моим первым фотоаппаратом. Фотографию сделал с рук, на ручной выдержке — где-то 1,5 секунды. При свете люстры.

Фото на "Смена 8М" Пленка "Тасма/Свема 64". IBM PC XT Mazovia CM 1914

IBM PC XT Mazovia CM 1914

Снято на:

«Смена 8M ЛОМО»

Еще информация по «Смена 8М»:

http://64bita.ru

http://fotoussr.ru/cameras/smena-8m/

Через три года посчастливилось приобрести еще один интересный компактный фотоаппарат — «эликон 535». Но об этом в другой публикции.

Спасибо за прочтение! Оставляйте комментарии.

Главная страница » Техника

 

Оставить комментарий (e-mail не обязателен)